«Не надейтесь, что ребенок всему научится сам»
Если ребенок немного отстает в развитии от других, родители начинают бить тревогу. При этом они редко обращают внимание на обучение простым навыкам — как есть ложкой, как пользоваться зубной щеткой, как надевать носки. Многие родители ждут, пока дети сами освоят все эти действия. Учитель-логопед Жанна Науменко объясняет, как освоение бытовых навыков помогает в физическом и психоречевом развитии.
«Ребенок не говорит, не играет и отстает в развитии, а ему уже почти 3 года». Психологи, педагоги часто слышат такие слова от родителей. При этом выясняется, что ребенок не может пользоваться ложкой, горшком, не пытается одеваться сам. Родители часто не видят связи между формированием гигиенических навыков у детей и их развитием. Мать говорит, что лучше самой накормить ребенка, так как он плохо ест и останется голодным. Лучше надеть подгузник, так как «время пользования горшком еще не пришло».
В последнее время психологи и педагоги все чаще обращают внимание родителей на значение культурно-гигиенических навыков в развитии детей, в правильной организации их жизни в период адаптации к детскому учреждению. По уровню сформированности этих навыков можно судить об уровне психофизического развития в раннем возрасте.
Ранний возраст — особый, важнейший период в развитии ребенка, время, когда физическое и психическое развитие очень тесно связаны. Центральные виды деятельности детей в этот период — предметно-практическая и орудийная, из которых постепенно к трем годам развивается игра.
Предметно-практическая деятельность основывается на активном взаимодействии взрослого и ребенка с привлечением предметов. Взрослый — посредник между ребенком и миром. В процессе взаимодействия родитель называет предметы, действия, признаки и, таким образом, устанавливает связь между предметом и звучащим словом. Предметно-практическая деятельность оказывает влияние на общий темп развития ребенка и первоначально носит манипулятивный характер, впоследствии совершенствуясь.