«Где разговор найду непринужденный, Блистательный, веселый, просвещенный?» Светские салоны XIX века
Роль светского салона в первой половине XIX века в России невозможно переоценить. Здесь одобряли новых писателей, поэтов и музыкантов. Проверяли таланты, впервые читали произведения... Тут происходили наиболее интересные знакомства. Узнавали все городские новости и формировали «общественное мнение». И самое главное — здесь, как правило, царили женщины, красивые, умные и для своей эпохи нестандартные.
Родиной светских салонов считается Франция. Хозяйками таких обществ были saloniere, изначально так называли женщин, которые задавали тему вечера, например обсуждение книг или новостей, концертов, спектаклей, моды... Наиболее известные салоны XVIII века в Париже — графини де Ламбер и госпожи Дю Деффан — в свое время оказали огромное влияние не только на французскую, но и на общеевропейскую культуру. Здесь можно было запросто встретить Вольтера, Руссо или Дидро.
Французский салон подчинялся определенным законам, которые традиционно сложились с годами. Главный из них — хозяйкой салона должна была быть женщина. Даже если салон принадлежал супружеской паре, женщине в нем отдавалась главная роль. И мужчины высшего света искали жену, которая в будущем сможет достойно принимать гостей, задавать тон беседе, уметь развлечь посетителей. Если салон создавался на холостяцкой квартире, то и здесь всегда присутствовала женщина, муза этого мужчины. Ну и, конечно, при полновластной хозяйке дома, вдове или женщине, которая живет с супругом раздельно, всегда был «предмет». Подчас бессловесный, иностранец или тот, кого содержали, начинающий поэт, актер... Но все-таки хозяйкой была женщина.
Вообще, все роли в салоне были как бы разделены, и опытная хозяйка привечала тех или иных гостей, понимая, что все должны играть разные роли. Например, фигура «штатного гения». Это могло быть недавнее открытие в музыке или в литературе. Или признанный мастер, знаменитость, которую хозяйка заманила в свой салон. Такими людьми «угощали» гостей. Если в Петербург приезжал какой-то знатный иностранец, здесь гастролировала актриса, то хозяйка салона понимала, что ими сейчас все интересуются. Если эти люди появлялись именно в ее салоне, впоследствии у него было больше постоянных посетителей. А следовательно, у хозяйки было больше влияния. Также была такая фигура, которая с французского переводилась как «откупщик». Тот, кто купил себе право вращаться среди людей света. О нем говорили: «Он стоит настолько же выше других благодаря своему богатству, насколько ниже всех по своему рождению...» Этот человек и билеты на модный спектакль достанет, и цветы для хозяйки у модной цветочницы закажет. Он полезен, но разговаривать с ним серьезно не принято...
Также был штатный «чудак» — человек, который всех смешит, говорит глупости и может даже нарушить установленные правила. Вроде Пьера из «Войны и мира». Его терпят, потому что без таких людей было бы скучно... Есть «старый вояка» — человек в летах, который периодически затевает политические споры и не дает обществу уснуть. При любой власти он недоволен и ждет чего-то другого. Когда же приходит новое, он начинает хвалить то, что ушло и что он прежде ругал...
Надо заметить, что завсегдатаи салона могли запросто привести и представить хозяйке практически кого угодно. И с ее стороны было обязанностью принять гостя. Второе — как правило, такая женщина редко появлялась на балах и в театре, и у нее не было права «заболеть» или просто отменить визиты, потому что нет настроения. Все знали, что вечером, в определенные часы, можно сюда прийти, и отказать было бы неучтиво. Вообще, когда человек только что приезжал в город, он стремился попасть в какой-то салон. Чтобы узнать все, что происходит в городе, и завести знакомства. Человек искал посетителя салона и шел на первый вечер с ним. Если же знакомых не было, он мог предъявить хозяйке рекомендательные письма. Просто так прийти в незнакомый дом было странным. Но люди выкручивались. Можно было назвать ряд имен известных родственников, знакомых. И вот тебя уже приглашают на ужин. Только одно было непреложным: этот человек безусловно был из высшего света.
Пушкин был очарован Голицыной, но продержался недолго
В первой половине XIX века выделялось несколько домов, куда мог пойти образованный, творческий человек, чтобы показать свой талант или послушать других. Конечно, речь в первую очередь идет о Санкт-Петербурге, столице. И надо отметить, что именно здесь хозяевами известных салонов становились и мужчины тоже. Например, директор Публичной библиотеки и президент Академии художеств Алексей Оленин. Известный меценат и владелец дачи под Петербургом, в которой отдыхали и работали многие русские поэты, художники, музыканты. Дача была специально отдана под нужды творческих людей, на ней бывали Василий Жуковский, Александр Грибоедов, Александр Пушкин, Константин Батюшков, Иван Крылов. Кстати, Крылов тут даже имел отдельную беседку. Человеком он был достаточно ленивым, но настолько талантливым, что периодически удивлял друзей. Он на спор выучил древнегреческий язык, причем тайно, по книгам. И потом вдруг поразил друзей, прочитав наизусть стихотворение. Еще одно место, где часто впервые читались произведения, салон Карамзиных. Здесь бывали Михаил Лермонтов и Николай Гоголь. Отметим, что темой статьи являются именно те салоны, где было принято проявлять таланты, представлять новых литераторов или музыкантов. Целью их являлась не салонная болтовня и танцы, а искусство. Хотя и танцы, и обильные ужины — все это было. А главное — красивые женщины!
Евдокия Ивановна Голицына была известна в Петербурге как Принцесса ночи. Ее называли так потому, что гадалка предсказала ей, что она умрет ночью. После этого княгиня стала спать днем, а светские приемы начинались поздним вечером и зачастую продолжались до утра. В ее салоне частыми гостями были Петр Вяземский, Василий Жуковский, Константин Батюшков и, конечно же, Александр Пушкин.
Когда Пушкин и Голицына познакомились, ему было всего 18 лет, а ей — 37. В 1817 году, когда поэт был частым гостем в салоне красавицы, все окружающие замечали, что он влюблен. Карамзин писал: «Поэт Пушкин у нас в доме смертельно влюбился в Пифию Голицыну и теперь уже проводит у нее вечера: лжет от любви, сердится от любви, только еще не пишет от любви...» Но очень скоро появились посвященные Голицыной стихотворения «Краев чужих неопытный любитель...», «К***» и «Простой воспитанник природы.
Где женщина — не с хладной красотой,
Но с пламенной, пленительной, живой?
Где разговор найду непринужденный,
Блистательный, веселый, просвещенный?
Именно в этих строках мы находим все, что так манило творцов в светский салон Голицыной. Здесь кипела мысль, здесь спорили, музицировали, читали стихи, узнавали о новых веяниях, делились мыслями. Но недолгим было увлечение Пушкина примадонной. Ведь в высокие сферы вмешались земные отношения, а это всегда бывает непросто. Вскоре Пушкин писал: «...Я бывалъ у нея, пока она сама не выгнала меня изъ дома за измену ей съ ея девушкай Дуняшай. Черезъ три дня, въ Сентябре, княгиня въ гневе из-за Дуняши жаловалась на меня моему проводнику въ ложе Три Добродетели Матвею Муравьеву-Апостолу. Надо же было мне, дураку, влюбиться въ античнаю статую. Я не могу жить евнухомъ въ гареме. Я ея уже не люблю. Мы съ ней теперь больше не тайныя любовники, а только добрыя друзья. Кажется, пока еще я вхожу въ ея друзья». Так прозаично, изменой с прислугой, закончилась любовь Пушкина. Его увлечения часто бывали скоротечны.
Княгиня Голицына была выдающейся личностью для своего времени. Судьба у нее непростая. Она рано лишилась родителей, вместе с сестрой Ириной воспитывалась у дяди, получила хорошее образование. А в 19 лет была выдана замуж за князя Сергея Михайловича Голицына. Свадьба эта проходила со скандалом. И невесте жених не нравился, и родня ее не хотела выдавать Евдокию за человека, репутация которого оставляла желать лучшего, рассказывали о любовных историях князя. Но в качестве свата Голицын выбрал самого Павла I, и свадьба состоялась. Однако она не принесла Голицыну счастья. Авдотья же через год уехала путешествовать по Европе, да так и осталась там. В Париже Голицына давала званые вечера, на которых любили собираться известные люди французской столицы. Ее непринужденность в общении, эрудиция и женское очарование нравились многим. Именно там Голицына познакомилась с мадам Ленорман, которая предсказала ей смерть в ночное время суток, во сне. Вот поэтому-то она и решила не спать по ночам. Все ее встречи начинались поздно — после 22 часов и заканчивались, когда уже начинало светать... Пережила Голицына и несчастную любовь. Она полюбила князя Михаила Петровича Долгорукого. Княгиня попыталась получить у мужа развод, но он не согласился. А затем Долгорукого убили в бою.