Каринна Москаленко — Forbes: «Удручает неготовность женщин отстаивать свои права»
16 марта 2022 года Россия вышла из Совета Европы. Россияне больше не могут обращаться в Европейский суд, и их права — в том числе права женщин, пострадавших от насилия, — стало сложнее защищать. Forbes Woman поговорил с адвокатом Каринной Москаленко о том, как добиваться справедливости в судах, о международных механизмах защиты, о важности закона о домашнем насилии и о том, что должна знать каждая женщина о своих правах.
Каринна Москаленко — российский адвокат, несколько лет была членом Экспертного совета при уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. Была членом Московской Хельсинкской группы (ликвидирована по решению суда в 2023 году), автор ряда работ, посвященных защите прав человека с помощью международных правовых механизмов, в том числе книги «Международная защита».
В 1994 году Москаленко создала и возглавила Центр содействия международной защите — общественную правозащитную организацию, объединяющую профессиональных адвокатов, которая использует международные механизмы, чтобы защитить права человека. В 1997 году Москаленко была приглашена в Страсбург на сессию Международной комиссии юристов, после чего была избрана комиссаром МКЮ. В 1999 году была удостоена Почетного знака уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «За защиту прав человека», в 2000-м — высшей юридической премии «Фемида-2000».
В 2000 году Москаленко стала первым российским адвокатом, который выступил в Европейском суде по правам человека в Страсбурге на первом публичном слушании дела гражданина России в этом суде по делу «Калашников против России». В 2010 году была награждена Европейской адвокатской премией имени Людовика Трарье.
Каринна Москаленко также представляла интересы жертв «Норд-Оста» и Чернобыльской аварии, Михаила Ходорковского (внесен в реестр иностранных агентов) и семьи погибшей Анны Политковской.
— В 2022 году Россия вышла из ЕСПЧ. Какие последствия этого можно видеть уже сейчас?
— Сейчас надо исходить из того, что Европейский суд уже принял множество решений по российским делам в период его юрисдикции. Конвенция (Европейская конвенция по правам человека — Forbes Woman) построена таким образом, что есть период, когда государство продолжает исполнять свои обязательства по ней. То есть если решения по каким-то делам были вынесены, когда Россия входила в состав Совета Европы, то исполнять их государство должно и сегодня. Так, Комитет министров Совета Европы до сих пор рассматривает и, я думаю, еще достаточно долго будет на всех своих сессиях рассматривать, как исполняются решения ЕСПЧ в России.
Отдельно о женщинах я могу сказать, что Европейский Суд только начал рассматривать специфические женские жалобы, связанные с домашним насилием, и подобные дела добились большого успеха.
— Почему многие считают, что если Россия вышла из ЕСПЧ, то это значит, что россияне больше не могут защитить свои права на международном уровне?
— Этот правовой нигилизм. Представление, что Россия в одностороннем порядке может прекратить свои обязательства, неверно. Рано или поздно правовое государство в России будет восстановлено. Я считаю, что сейчас в значительной степени подорвано верховенство права и в особенности защита прав человека — все это находится в глубоком кризисе. Но это не может быть надолго и тем более навсегда. Мы, правозащитники, убеждены, что надо исполнять решения ЕСПЧ и требовать этого от властей. Важно информировать Комитет министров Совета Европы, если те или иные решения не исполнены и власти отказываются их исполнять.
Многие представители власти сегодня считают, что если нет ЕСПЧ, значит, можно игнорировать принятые ранее решения. Это категорически неверно. К счастью, судебные органы это понимают. Они до сих пор ссылаются на решения Европейского Суда и Комитета ООН по правам человека. Я, несмотря на то, что сейчас в России высокий уровень бесправия, убеждена, что Россия снова вступит в Совет Европы. Я искренне верю, что россияне не откажутся от ценностей, которые стали частью нашей жизни, так как нам удалось познать, что такое свобода.
— Какие еще есть международные организации, в которые россияне могут обратиться, чтобы защитить свои права?
— Мы по-прежнему можем обращаться в Комитет ООН по правам человека. Есть подписанные и ратифицированные Россией соглашения, которые позволяют гражданам нашей страны писать туда жалобы.
Россия — старейший и важнейший участник Организации Объединенных Наций и постоянный член Совета Безопасности. Это большая ответственность, и власти должны это понимать. Нельзя занимать ключевые позиции ООН, если не уважаются принципы, которые государство само подписало и ратифицировало. В этом смысле ключевым документом сегодня стал Международный Пакт о гражданских и политических правах. Он для России существует еще раньше, чем существовал ЕСПЧ, еще со времен СССР. К этому Пакту подписан еще один маленький, но очень важный документ — Факультативный протокол. Он признает, что человек, чьи права, гарантированные пактом, были нарушены, имеет право обратиться в Комитет ООН по правам человека. Это значит, что существует важнейший контрольный механизм, каковым для нас долгие годы был ЕСПЧ.
Мы от нашего адвокатского центра еще в 1990-е годы, до юрисдикции Европейского Суда (Европейская конвенция о правах человека, устанавливающая компетенцию ЕСПЧ, в России вступила в силу 5 мая 1998 года — Forbes Woman), подавали жалобы в Комитет ООН по правам человека. Там были вынесены очень важные решения, например, по делу «Ланцова против России». Это мама, которая обратилась в Комитет по правам человека из-за смерти ее сына в СИЗО. Власти, совершенно не осознавая своей ответственности, заявили, что они не нарушали право на жизнь. По их мнению, человек умер в следственном изоляторе потому, что там условия содержания были плохие. А кто создал эти условия?
Еще хуже, когда женщин содержат в СИЗО. У них особые права, вытекающие из женской природы, и они не защищены, потому что элементарные гигиенические средства не гарантируются. Со временем российские власти осознали свою ответственность, но прошло длительное время и были предприняты серьезные усилия, чтобы объяснить российским властям, что это их обязанности. Где бы человек ни находился, должны соблюдаться его права на жизнь, на личную неприкосновенность и на недопустимость жестокого обращения.
— Есть мнение, что решения ООН носят необязательный характер
— Многие думают, что решения ЕСПЧ обязательны, а Комитета ООН по правам человека носят рекомендательный характер. Это глубочайшее заблуждение. КПЧ ООН не раз объяснял российским властям, что поскольку Россия ратифицировала Факультативный Протокол к Пакту, обязана исполнять все решения, которые выносит Комитет ООН.
Существует Рабочая группа по произвольным задержаниям, куда можно обращаться, если человека задержали без законных оснований, Комитет по насильственным исчезновениям. Есть специальные докладчики по вопросу о свободе мнений и их свободному выражению, по положению правозащитников, по вопросу независимости судей и адвокатов.
Самое последнее мое дело — защита адвоката Ирины Гак. В ее дом в Ростове-на-Дону ворвались силовики, произвели обыск. Она, ее дочь и супруг пострадали от грубейшего вмешательства в их личную жизнь. Их заставили лечь на пол и пережить сильнейший стресс. Это предмет нашей большой серьезной жалобы в органы ООН. Обращение с любым человеком должно быть корректным, а с женщиной — еще более деликатным. Сейчас Ирина Гак проходит психологическую реабилитацию после пережитого насилия от силовиков. Ее адвоката не допускали, а он был рядом и был готов был помочь. Более того, когда еще не прибыл представитель от адвокатской палаты, в квартире Ирины уже проводился обыск. Но проводить обыск в квартире адвоката запрещено без представителя адвокатской палаты. Эта норма появилась в российском законодательстве благодаря большому делу, в котором несколько адвокатов подвергались обыску. ЕСПЧ соединил все подобные жалобы и вынес решение по делу «Круглов и другие против России».