Бомба замедленного действия — Яна Сексте

Караван историйЗнаменитости

Яна Сексте: "Олег Табаков мне сказал "Держись, Сексте, дальше Сибири не сошлют"

"Когда в театр пришел Машков, его сразу предупредили, что в труппе есть бомба замедленного действия — Яна Сексте. Когда я умудрилась порвать ахиллово сухожилие, он сказал спокойно: "А знаешь, я даже рад, что это наконец случилось", — рассказывает актриса Яна Сексте.

Беседовала Алла Занимонец

Фото: Ксения Бубенец/предоставлено пресс-службой театра О. Табакова

Когда я еще не была замужем и каждый год покупала страховку от несчастных случаев, то оформляла ее на маму. В случае чего выплату получила бы она. И когда однажды мы ее продлевали, маму пригласили в кабинет президента компании и сказали, что ради Яны Сексте были приглашены независимые эксперты: «Была создана специальная комиссия, которая расследовала все страховые случаи, которые произошли с вашей дочерью. Они доказали, что она все делает не специально». Вероятно, представители страховой компании поверить не могли, что сто одно несчастье может случиться с человеком случайно. На мою голову иногда падают люстры, я скатываюсь с лестниц, падаю со сцены так, что рвутся связки, — и таких случаев не счесть.

Когда я дорабатывала последние дни в Рижском театре русской драмы и собиралась в Москву, к Табакову, к нам приехал Сергей Юрский. Были планы, что он будет ставить какой-то спектакль. Моя душа рвалась в Москву, мысленно я была там, Олег Павлович взял меня в театр, и я даже уже репетировала «Рассказ о семи повешенных». И вот наступил прощальный вечер, спектакль сыгран, я выхожу на свой последний поклон переполненная эмоциями, впереди новая жизнь! Капельдинер вынес огромный букет, протягивает мне: «Сергей Юрский просил передать». Тут меня буквально накрывает волной счастливых эмоций, я принимаю это как знак свыше, что все делаю правильно. За кулисами я увидела Сергея Юрьевича и сказала: «Спасибо огромное, для меня это безумная честь!» А он ответил: «Нет, это для меня была честь два вечера подряд видеть вас на этой сцене». Мои глаза наполнились слезами, я развернулась и побежала в гримерку, перепрыгивая через две ступеньки. И... с разбега влетела головой в стену. Упала навзничь и отключилась, сверху на меня упал букет Юрского... Когда я очнулась, увидела его белое лицо надо мной, так он был напуган. Сергей Юрьевич побежал в кабинет директора театра: «Сексте упала с лестницы!» — на что наш Эдуард Ильич, не поднимая головы, спросил невозмутимо: «Опять?»

Когда в «Табакерку» пришел Владимир Львович Машков, его сразу предупредили, что в труппе есть бомба замедленного действия — Яна Сексте. И когда я на премьере умудрилась порвать ахиллово сухожилие, он сказал спокойно: «А знаешь, я даже рад, что это наконец случилось. Мне сказали, что Сексте — это человек, с которым вечно что-то случается. И я уже с первого дня постоянно боялся. На каждый звук, скрип, грохот вздрагивал: «Сексте? Где Сексте?»

— Яна, но с вами случается и много прекрасного. Не каждому дано с первого раза поступить в Школу-студию МХАТ и попасть в труппу популярного театра. Кстати, альма-матер вы окончили ровно двадцать лет назад.

— Невозможная цифра! А кажется, что мы только вчера отмечали десятилетие выпуска, с нами были оба наших мастера — и Табаков, и Лобанов. Мы планировали снова встретиться все вместе через десять лет. Мы обязательно соберемся, но уже без них... Знаете, я думаю, что все то, что со мной случается плохого, — это мизерная плата за то, что происходит хорошего. Столько удачи и успеха, что в голове не умещается — как так могло повезти одной девочке из Риги?

Я не просто попала в ведущий театральный вуз страны, но оказалась на курсе самого Табакова — мастера мечты. Именно в тот год, когда я окончила школу, открылась программа поддержки русскоязычных зарубежных театров. Никогда в жизни семья не смогла бы оплатить мое обучение, это приличная сумма. А поскольку я гражданка Латвии, о бюджетном образовании нельзя было и мечтать. Поэтому я собиралась поступать не в Москве или Петербурге, а где-нибудь в другом городе России, может быть, в Ярославле или Новосибирске, там другие расценки на учебу. Но мама случайно прочитала объявление в газете о том, что в Риге состоится отбор в Школу-студию, а за поступивших заплатит один крупный банк. Дальше те, кого примут, отучатся четыре года в Москве, вернутся в Латвию и отработают три года. Замечательные условия!

И я помчалась на туры. Говорили, что Табаков точно не приедет, но первый, кого увидела в аудитории, был именно он. Я вышла перед комиссией и буквально прокричала, что я — Сексте Яна и мне семнадцать лет.

Олег Павлович до этого что-то писал, а тут вдруг голову поднял и посмотрел с интересом. Прошло ровно двадцать пять лет с того дня, а я до сих пор помню его взгляд. Внимательный, изучающий... Было ощущение, будто он что-то интересненькое и новенькое услышал, когда я читала отрывок из «Мастера и Маргариты» и «Что делать девчонке». Хотя, может быть, он просто на фамилию среагировал.

С Олегом Павловичем Табаковым на вручении премии «За талант», 2000 год. Фото: Михаил Гутерман/предоставлено пресс-службой театра О. Табакова

— Поступить поступили, а удержались в вузе как? Ведь не секрет, что из театральных многих отчисляют...

— Для меня четыре года учебы стали временем адского счастья и адского рая. Сначала казалось, что главное — поступить, но это чепуха, потому что главное — чтобы тебя не выгнали. Вы правы, отчисляют очень многих.

Кто-то сам уходит. В основном это те, кто не рассчитывал, что будет настолько физически тяжело. На занятиях по танцу, сцендвижению, на фехтовании тебя крутят, ломают, гнут. Хорошо, если в детстве ты занимался спортом, а если нет, с непривычки тяжело.

И те, кто представляют актерскую профессию как что-то прекрасное, разочаровываются.

Абитуриентам рассказывают, что им придется учиться 24 часа в сутки, но все думают, что это преувеличение. Я сказала бы — это преуменьшение. Мы учились сутками напролет, без выходных вообще. До сих пор в таком же графике живу.

Если вдруг появляется свободное время, бегу в театр смотреть репетиции, это тоже огромная часть обучения. Выяснилось, что обучение — процесс, который не останавливается, нет конечной точки. Невозможно выучить текст, сыграть премьеру и поставить галочку «выполнено». И для меня это самое чудесное, что только может быть в жизни.

— А как же критика, которая обрушивается на артиста после любого спектакля, фильма? Зрители пишут отзывы, критики — статьи в газетах и посты в соцсетях. Это не всегда можно отнести к чудесному...

— Признаюсь, у меня есть редкий дар. Я не просто очень легко отношусь к критике, я ее буквально жажду! Еще в студенческие годы я искренне не могла понять, почему некоторые болезненно реагировали на замечания педагога или режиссера. Для меня самое страшное, если, наоборот, — никаких замечаний. В таком случае я начинаю бояться того, что мастер решил: лучше она уже не сможет, не стоит и требовать.

С Олегом Табаковым и Сергеем Безруковым в спектакле «Похождение», 2006 год. Фото: Игорь Захаркин/предоставлено пресс-службой театра О. Табакова

— Но актеры же хотят нравиться...

— Люди вообще хотят нравиться. Если вы встречаете артиста, который говорит, что ему все равно, симпатичен он зрителям или нет, знайте — ложь 100-процентная. У нас публичная профессия, мы выходим на сцену именно для того, чтобы радовать зрителя. Глупо утверждать, что мне безразлично его мнение. Но я очень рано поняла, что не могу нравиться всем.

Когда я училась в Школе-студии, мы выпускали спектакль «Женитьба Фигаро». Тогда молодой педагог Дмитрий Петрунь, сейчас он режиссер, перед важными показами каждому из нас писал письмо или подходил и что-то говорил лично. Находил правильные слова для поддержания духа.

Мне Дима написал: «Сексте, когда выйдешь сегодня на сцену, не старайся всем понравиться. Просто играй, чтобы Силюнас был счастлив». У нас был, он и сейчас преподает, педагог Видмантас Силюнас, большой знаток испанского театра, грандиозная фигура в театральном мире. Он меня всегда любил и любит. И до сих пор, когда на прогонах и показах для первых зрителей я сильно нервничаю, то представляю, что Видас Юргевич в зале, смотрит на меня и очень счастлив. Я всегда играю для него.

Что же касается театральных критиков, то их частные мнения я отношу к субъективным суждениям. Что это за оценка — понравилось или не понравилось? Не серьезно... Насколько журналист, написавший статью о премьере, вообще понимает, о чем говорит? Одну рецензию я помню до сих пор, хотя не умею обижаться и быстро забываю неприятные моменты. Но тогда выпады журналистки меня задели. Это была рецензия по поводу моего первого спектакля в Театре Табакова — «Рассказ о семи повешенных» — и оценка моей внешности. Сама понимаю, что я женщина некрасивая. Кстати, за такие слова на меня ужасно обижается муж.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Настасья Кербенген. Голубая кровь Настасья Кербенген. Голубая кровь

Настасья Кербенген никогда не думала о том, чтобы стать актрисой

Коллекция. Караван историй
Какими были валютные магазины «Березка» в СССР Какими были валютные магазины «Березка» в СССР

Что за магазины «Березка» были в СССР

Forbes
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Химики нашли новый путь пребиотического синтеза аминокислот Химики нашли новый путь пребиотического синтеза аминокислот

Возможный путь пребиотического синтеза аминокислот

N+1
Наталья Гвоздикова: Наталья Гвоздикова:

Хочу рассказать о тех, кого помню и люблю

Караван историй
Что крадут наши эмоции: 7 фактов Что крадут наши эмоции: 7 фактов

Факты о негативном влиянии эмоций на нашу жизнь

Psychologies

У Веры было много талантов, один из них — это умение дружить

Караван историй
10 современных фильмов о выживании 10 современных фильмов о выживании

Фильмы о том, как выжить в снегах, в самолетах и в лапах диких животных

Maxim
Елена Яковлева: Елена Яковлева:

Я здесь абсолютно спокойно себя чувствую. Это мое место

Караван историй
Карьерные консультанты — кто они такие и помогут ли тебе найти работу Карьерные консультанты — кто они такие и помогут ли тебе найти работу

Сказ о том, как наш бывший коллега искал работу диковинным способом и преуспел!

Maxim
Марина Капуро. Простые радости Марина Капуро. Простые радости

«А что, Агнета приехала?» — спросил, услышав мой голос, модельер группы ABBA

Коллекция. Караван историй
Астрономы ФИАН открыли более 40 «хаотичных» радиопульсаров Астрономы ФИАН открыли более 40 «хаотичных» радиопульсаров

Открытие новых радиотранзиентов поможет больше узнать об их происхождении

ТехИнсайдер
Бегущий по лезвию Бегущий по лезвию

ЗОЖ этот ваш — бег на месте, считает Анастасия Рябцова

Tatler
В краю двух морей: зачем вам непременно стоит отправиться на Терский берег В краю двух морей: зачем вам непременно стоит отправиться на Терский берег

Кольский полуостров часто называют краем земли

Вокруг света
Саша Савельева: Саша Савельева:

Саша Савельева — о своей самоизоляции, материнстве и отношениях с мужем

Караван историй
История одной песни: Slayer, «Angel of Death», 1986 История одной песни: Slayer, «Angel of Death», 1986

Вещица про холокост и Освенцим, которая переменила рельеф экстремального металла

Maxim
Как зарабатывать на рекламе на автомобиле и не получить штрафы Как зарабатывать на рекламе на автомобиле и не получить штрафы

Как превратить автомобиль в средство продвижения рекламы в массы?

РБК
Тюленихи Уэдделла пожертвовали способностью нырять ради снабжения детенышей железом Тюленихи Уэдделла пожертвовали способностью нырять ради снабжения детенышей железом

Ежедневно тюленихи с молоком передают детенышам 309–614 миллиграммов железа

N+1
Донья Пас: катастрофа, унесшая больше жизней, чем гибель Титаника Донья Пас: катастрофа, унесшая больше жизней, чем гибель Титаника

Паром Донья Пас должен был прибыть в Манилу в четыре часа утра

VOICE
Все о жизни первой клоунессы СССР Ирины Асмус, которая погибла на арене цирка Все о жизни первой клоунессы СССР Ирины Асмус, которая погибла на арене цирка

Ириска — первая советская клоунесса

VOICE
Что делает BYD: гид по моделям самой быстрорастущей компании мира Что делает BYD: гид по моделям самой быстрорастущей компании мира

С каким арсеналом «убийцы Tesla» собираются захватить мир

РБК
Сам себе доктор Сам себе доктор

Тренд на развитие ответственного отношения к здоровью набирает обороты

Эксперт
Земля, вода, огонь и воздух: шесть книг о природных стихиях Земля, вода, огонь и воздух: шесть книг о природных стихиях

Книги, которые покажут как менялась Земля под нашим воздействием

ТехИнсайдер
«Разные инструменты давления на жертву»: чем отличается буллинг у детей и взрослых «Разные инструменты давления на жертву»: чем отличается буллинг у детей и взрослых

Травля в детских и взрослых коллективах проходит по-разному.

Forbes
«Слишком хороший сын»: мой мужчина чрезмерно заботится о матери «Слишком хороший сын»: мой мужчина чрезмерно заботится о матери

Как мужчина относится к своей матери, так он будет относиться к своей жене?

Psychologies
Почему может сломаться шаровая опора и как водителю за ней следить Почему может сломаться шаровая опора и как водителю за ней следить

Шаровая опора в подвеске не самая крупная деталь. Но от нее так много зависит!

РБК
Немецкий дьявол с итальянскими корнями, привезенный из Америки: откуда взялось слово Немецкий дьявол с итальянскими корнями, привезенный из Америки: откуда взялось слово

Откуда взялось слово картофель и что оно означает?

ТехИнсайдер
Человечеству нужно стать тише ради животных. Шумовое загрязнение делает жизнь многих из них невыносимой Человечеству нужно стать тише ради животных. Шумовое загрязнение делает жизнь многих из них невыносимой

Человеческий шум — невидимая причина стресса для животных

ТехИнсайдер
Тянет на солёное и поплакать: ранние признаки беременности Тянет на солёное и поплакать: ранние признаки беременности

Как уловить изменения в своем теле на ранних сроках беременности

VOICE
Как пить, чтобы похудеть Как пить, чтобы похудеть

Влияет ли употребление алкоголя на набор веса?

Maxim
Открыть в приложении