Отрывок из книги «Искусственный интеллект и экономика»

Inc.Культура

Пилоты, солдаты, цензоры: каким профессиям по-настоящему угрожает искусственный интеллект

Роджер Бутл, экономист

Разговоры о том, что роботы и нейросети в ближайшие годы отберут рабочие места у большой части населения Земли, звучат уже много лет. Что из этого паранойя, а к чему действительно стоит готовиться? Почему беспилотники до сих пор не вытеснили привычные автомобили с дорог, а живых людей на полях сражений не заменили машины, не испытывающие боли? И какая профессия может исчезнуть, не просуществовав и полувека? На эти вопросы в своей книге «Искусственный интеллект и экономика» отвечает британский экономист, основатель консалтинговой компании в сфере макроэкономики Capital Economics Роджер Бутл. Книга выйдет в августе в издательстве «Альпина Паблишер», Inc. публикует отрывок из нее.

Оракулы

Как бы разочаровывающе это ни прозвучало, скажу честно — я просто не знаю, какие рабочие места появятся в будущем.

Представьте себе, что вы смотрите в сегодняшний день из 1900 года. Разве могли бы вы тогда представить, что доля работников сельского хозяйства в США упадет в 20 раз? Или все эти бесчисленные толпы людей, работающих с лошадьми: покупка, продажа, содержание, кормление, чистка, — сделаются совершенно лишними? Или огромная масса людей будет расходовать весьма приличные суммы денег на личных тренеров только ради того, чтобы те помогли им намучиться вдоволь?

История полна разнообразных авторитетов, делавших долгосрочные прогнозы, которые оказывались абсолютно неверными. Одним из моих фаворитов является великий Уильям Стэнли Джевонс, один из самых выдающихся экономистов конца XIX века. В 1865 году он предсказал, что промышленный рост скоро остановится из-за нехватки запасов угля. Бедный старина Джевонс!

Ошибки прогнозирования у большинства экспертов имеют две общие черты. Во-первых, они недооценивают способность людей и экономической системы к адаптации. Во-вторых, если не считать того «большого изменения», последствия которого они пытаются предугадать, они во всем остальном понимают будущее как прямое продолжение прошлого. Другими словами, им попросту не хватает воображения.

Эти недостатки присущи не только пророкам давних времен. Такие же всезнающие личности могут появиться в любой момент настоящего, и мы должны с большой осторожностью относиться к их заявлениям. Произнеся это кредо, преисполнившись смирением и напившись из колодца скептицизма, мы теперь можем сказать кое-что и о занятости в будущем, где доминируют роботы и искусственный интеллект.

Водители

Одна из наиболее широко обсуждаемых профессий, которой, судя по всему, всерьез угрожают роботы и искусственный интеллект, — это водители. Количество и разнообразие рабочих мест, которым грозит опасность из-за появления беспилотных транспортных средств, потенциально огромно: водители автобусов, грузовиков, такси, доставки и многие другие. В отчете грузовой отрасли за 2017 году прогнозировалось, что к 2030 году из 6,4 млн рабочих мест в области грузоперевозок в Америке и Европе около 4,4 млн могут исчезнуть, поскольку за рулем будут роботы. Водитель, занимающийся доставкой грузов, — чуть ли не самая распространенная профессия в девяти штатах США.

Обратите внимание, что возможные последствия автоматизации вождения пока еще совсем не ощущаются. Однако при оценке их следует иметь в виду, например, такой факт, что в 2018 году в Америке спрос на рабочие места в сфере грузоперевозок чрезвычайно возрос из-за укрепления экономики и возникшего бума интернет-покупок, что привело к резкому увеличению объемов перевозок на дальние расстояния. Соответственно, повысились и ставки оплаты труда водителей грузовиков.

Последствием широкого внедрения беспилотных транспортных средств будет значительное снижение затрат в экономике, особенно в таких географически протяженных странах, как США. По словам Алека Росса, на оплату труда водителей приходится 25–35% общих затрат во всем бюджете грузоперевозок.

Но все не так просто, как кажется.

В мире современных беспилотных транспортных средств существует огромная пропасть между газетной шумихой и реальностью.

Беспилотные автомобили — уже давно не фантастика; они существуют и работают в реальной жизни, правда внутри строго ограниченных зон, например, в некоторых районах города Феникс, штат Аризона. Другой штат — Калифорния — недавно утвердил новые правила, позволяющие беспилотным автомобилям ездить без человека-водителя, сидящего за рулем. Министр финансов Великобритании Филип Хэммонд заявил в интервью BBC, что одним из его планов является введение в эксплуатацию полностью беспилотных автомобилей к 2021 году.

Около 50 автомобилестроительных и ИТ-компаний, включая Alphabet, Apple, Ford, GM, Toyota и Uber, уже тестируют в Калифорнии автономные транспортные средства, а по всему миру сегодня реализуется более сотни испытательных проектов, связанных с развитием беспилотного транспорта. По словам компаний, которые разрабатывают модели, характеристики самоуправляемых автомобилей весьма впечатляют и постоянно улучшаются. Все упомянутые компании вложили в беспилотные автомобили огромные средства и твердо верят, что за ними будущее.

Но, конечно, это не обязательно означает, что они правы или что они получат хорошую отдачу от своих денег. Я надеюсь предоставить вам достаточно пищи к размышлению, чтобы вы могли составить собственное мнение по этому вопросу.

Вы легко можете понять причины энтузиазма по поводу новых транспортных технологий. Отчасти дело здесь в экономии средств, о чем уже говорилось выше. Но преимущества автоматизации выходят далеко за рамки этого. Не секрет, что водители-люди ответственны за смерть 1,2 млн человек в год, возникающих в результате дорожно-транспортных происшествий, и за травмы, наносимые еще десяткам миллионов человек (от 20 до 50 млн по разным оценкам). По расчетам некоторых экспертов, потери от дорожных аварий для стран со средним уровнем дохода составляют около 2% их годового ВВП. И подавляющее большинство этих несчастных случаев, как правило, связано с «человеческим фактором» —вождением в нетрезвом или болезненном состоянии, усталостью и рассеянностью.

Огромные преимущества от беспилотных автомобилей смогут получить пожилые и немощные граждане, физически не способные водить машину, не говоря уже о тех, кто по тем или иным причинам никогда этого и не умел. Автоматизация позволит им иметь такой же уровень мобильности, как и у остального населения, без недостатков общественного транспорта и расходов на такси. Родители будут освобождены от их извечной рутинной работы — забирать детей с вечеринок, уроков балета, футбольных матчей и т. д. Да и простой поход в паб или на вечеринку больше не потребует мучительного выбора: вести машину и не пить или пить и раскошелиться на такси.

Помимо всего прочего, это приведет и к экономии времени, которое мы тратим на дорогу к месту работы, на встречи с друзьями и семьей, покупки, поездки в отпуск или выполнение каких-либо поручений. Нет, разумеется, ничего плохого в том, что кому-то из нас действительно нравится вождение, но большинству оно не так уж по душе — особенно в загруженном городе или в пробках на автомагистралях. Подумайте, насколько лучше было бы, если бы за рулем был кто-то или что-то еще. Мы могли бы смотреть фильмы, изучать язык, работать, пить сколько душе угодно или спать. Какое блаженство! Хотя эффекты от этого, возможно, не найдут яркого отражения в показателях национального ВВП, главным результатом таких нововведений, несомненно, будет рост благополучия людей.

Парковщики, страховщики, юристы

Если индустрия беспилотных автомобилей действительно испытает резкий подъем, это может иметь и другие серьезные последствия, помимо ненужности водителей-людей. Ультраэнтузиасты говорят даже о трансформации городского планирования, поскольку люди в массовом порядке откажутся от личных автомобилей и перейдут на беспилотные электромобили, которые станут предметом общего пользования. Вполне возможно, что количество машин резко упадет, поскольку все предпочтут ездить на беспилотных автомобилях, которые можно будет просто взять напрокат в любой момент и где угодно.

Совместное исследование Всемирного экономического форума и консалтинговой корпорации Boston Consulting Group выявило большие возможности, существующие в области совместного использования беспилотных автомобилей сразу группами людей, что грозит подорвать рынок общественного транспорта. Илон Маск вообще заявил, что

«владение транспортным средством, которым нужно будет управлять самому, станет похоже на владение лошадьми в современности — это давно уже необязательно и встречается лишь изредка».

Как следствие, в мире будет оставаться все меньше автомобилей, которые было бы необходимо производить, а также продавать, ремонтировать, страховать и т. д. Снизится спрос на места для парковки автомобилей, которые большую часть времени простаивают. Пока ими не пользуются, беспилотные автомобили можно припарковать встык друг к другу и размещать в несколько этажей. Потенциально эти перемены в транспортной системе позволят преобразовать городские ландшафты, освободив много земли для других целей. В 2016 году Крис Урмсон из Google сообщил комитету Конгресса США , что в США парковочные места занимают в сумме территорию, равную по площади штату Коннектикут, поэтому беспилотные автомобили, в случае успешной реализации идеи, позволят освободить это огромное пространство, чтобы использовать его для других целей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Елена Долгопят: «Хроники забытых сновидений». Дневник кинозрителя Елена Долгопят: «Хроники забытых сновидений». Дневник кинозрителя

Отрывок из книги «Хроники забытых сновидений», где сны мешаются с явью

СНОБ
Кролики и все, что о них следует знать владельцам: привычки, диета и другие факты Кролики и все, что о них следует знать владельцам: привычки, диета и другие факты

Кролики — социальные животные, о которых вы мало знаете

ТехИнсайдер
Их сгубила Черная Луна: почему ушли из жизни знаменитости из Их сгубила Черная Луна: почему ушли из жизни знаменитости из

Почему творческие личности покидают мир именно в возрасте 27 лет?

VOICE
Сильные и опасные: 8 пород собак, которых нельзя заводить, если у тебя дети Сильные и опасные: 8 пород собак, которых нельзя заводить, если у тебя дети

Собаки, которые не очень ладят с детьми

VOICE
Запах псины, водка и другие вещи, которые берутся вовсе не оттуда, откуда все думают Запах псины, водка и другие вещи, которые берутся вовсе не оттуда, откуда все думают

Надеемся, тебе всегда было интересно, откуда на самом деле берутся водка и нефть

Maxim
Доступная заграница Доступная заграница

5 интересных стран, где нас ждут

Лиза
Как быстро очистить подошву утюга от пригара: возвращаем бытовой технике прежний вид Как быстро очистить подошву утюга от пригара: возвращаем бытовой технике прежний вид

Мы знаем, как вернуть утюгу былой блеск и чистоту

ТехИнсайдер
Правила самогонщиков: почему медь вкуснее нержавейки и как отсечь хвосты на глаз Правила самогонщиков: почему медь вкуснее нержавейки и как отсечь хвосты на глаз

Рано или поздно любой благородный муж приходит к мысли о самогоноварении

Maxim
Хайп мирового масштаба от исследователя NASA. Кто придумал нейросеть Midjourney и отберет ли она работу у живых художников и дизайнеров? Хайп мирового масштаба от исследователя NASA. Кто придумал нейросеть Midjourney и отберет ли она работу у живых художников и дизайнеров?

Может ли машина заменить живых дизайнеров? История нейросети Midjourney

Inc.
Почему собакам не нравятся некоторые люди Почему собакам не нравятся некоторые люди

Даже самый дружелюбный пес может облаять человека, который ему не нравится

ТехИнсайдер
Как появилось знаменитое розовое платье Мэрилин Монро Как появилось знаменитое розовое платье Мэрилин Монро

Кто одевал Монро и почему сработал один из самых известных нарядов Монро?

Правила жизни
Было навсегда, пока не кончилось: как равенство и инклюзия меняют продукты и компании Было навсегда, пока не кончилось: как равенство и инклюзия меняют продукты и компании

Как крупные компании изменились из-за политики DEI

Forbes
Вот что будет с телом, если каждый день стоять в планке Вот что будет с телом, если каждый день стоять в планке

Действительно ли планка — идеальное упражнение?

ТехИнсайдер
Вопрос психологу: как перестать искать у себя болезни Вопрос психологу: как перестать искать у себя болезни

Почему озабоченность здоровьем может перерастать в одержимость?

Правила жизни
Весь мозг на одном кристалле. Будущее мемристоров приближается Весь мозг на одном кристалле. Будущее мемристоров приближается

Мемристорная вычислительная техника может прийти на смену традиционной

ТехИнсайдер
Сойти за своего: как адаптироваться к жизни в другой стране Сойти за своего: как адаптироваться к жизни в другой стране

Как интегрироваться в новое общество и преодолеть культурные барьеры?

Psychologies
Вспоминают о съемках, как о ночном кошмаре: как сложилась судьба актеров сериала Вспоминают о съемках, как о ночном кошмаре: как сложилась судьба актеров сериала

"Альф" закончился более 20 лет назад, интересно, что стало с героями сериала?

VOICE
«Лавка Болотова». Как металлург из Тулы стал поставщиком помидоров в White Rabbit, Selfie и рестораны Новикова «Лавка Болотова». Как металлург из Тулы стал поставщиком помидоров в White Rabbit, Selfie и рестораны Новикова

Можно ли бросить всё, сделать ставку на продажу овощей и выиграть?

Inc.
Археологи раскопали дом небогатых жителей Помпей Археологи раскопали дом небогатых жителей Помпей

Внутри дома в Помпеях находились предметы быта и остатки мебели

N+1
10 недооцененных советских фильмов 10 недооцененных советских фильмов

Советские фильмы, которые незаслуженно остались в тени

Правила жизни
Как завести автомобиль, у которого сел аккумулятор Как завести автомобиль, у которого сел аккумулятор

Как безопасно завести машину с севшим аккумулятором?

ТехИнсайдер
«Все, что движется». Прогулки по беспокойной Вселенной от космических орбит до квантовых полей «Все, что движется». Прогулки по беспокойной Вселенной от космических орбит до квантовых полей

Отрывок из книги «Все, что движется» — как развивалась научная картина мира

N+1
Блефаропластика: операция на веках, которая возвращает лицу молодость Блефаропластика: операция на веках, которая возвращает лицу молодость

Блефаропластика – малоинвазивная операция на верхних и нижних веках

ТехИнсайдер
Резинки-пружинки и другие небезопасные аксессуары, которые портят твои волосы Резинки-пружинки и другие небезопасные аксессуары, которые портят твои волосы

Сегодня мы расскажем тебе, какие аксессуары и как могут навредить твоим локонам

VOICE
Обаяние Алании Обаяние Алании

Путешествие по Алании будет запоминающимся и сильно не ударит по вашему кошельку

Отдых в России
Все время спешим и ничего не успеваем: виноват ли в этом цифровой прогресс? Все время спешим и ничего не успеваем: виноват ли в этом цифровой прогресс?

Отрывок из книги «Времени в обрез: ускорение жизни при цифровом капитализме»

Psychologies
Почему мужчина не дарит подарки и должен ли: мнение психолога Почему мужчина не дарит подарки и должен ли: мнение психолога

Каждой девушке хочется чувствовать себя особенной в глазах мужчины

Psychologies
Как правильно посадить чеснок осенью: советы для тех, кто хочет получить богатый урожай Как правильно посадить чеснок осенью: советы для тех, кто хочет получить богатый урожай

Если решили взяться за выращивание чеснока, начните готовить грядки уже сейчас

ТехИнсайдер
«Пускай родится мальчик»: зачем девочкам дают имена-заклинания «Пускай родится мальчик»: зачем девочкам дают имена-заклинания

Как живут девочки, которым дают имена-заклинания на рождение мальчика?

Forbes
Слова — трансгендеры: они сменили род, чтобы нам понравиться Слова — трансгендеры: они сменили род, чтобы нам понравиться

Может ли с течением времени меняться род имен существительных в нашем языке?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении