Особенности туристической подготовки внедорожников
Мы продолжаем уроки школы автотуризма и переходим к теме комплексной экспедиционной подготовки. Единых правил и шаблонов тут, правда, нет и всё зависит от целей и возможностей, но основные элементы, которые могут пригодиться в путешествии, мы всё же перечислим.
Хотя, одно дело их перечислить, а другое – узаконить. В последнее время с этой проблемой сталкиваются практически все начинающие автотуристы. Официально зарегистрировать самое элементарное переоборудование внедорожника или пикапа, сделанное с использованием сертифицированных деталей и абсолютно не влияющее на безопасность, стало практически невозможно. То есть формально – пожалуйста, на практике – никак. И тем не менее…
Мы обсуждали начальные этапы подготовки к дальним странствиям и варианты решения проблем, с которыми вы можете столкнуться в своих первых путешествиях. Теперь, когда вы немного поездили, испачкали новые шины и трос, покормили комаров и приготовили на костре свой первый плов, пришло время рассказать о комплексной подготовке автомобиля, по традиции, и довольно условно, называемую внедорожным тюнингом.
И перед тем как начать, хотелось бы обратить внимание на два важных момента. Во-первых, ни в коем случае не торопитесь. Спокойно обдумайте и взвесьте все свои желания и потребности, пообщайтесь с опытными путешественниками, и только после этого приступайте к апгрейду туристического шаттла. Поверьте, спешка в подготовке может привести только к снижению надёжности агрегатов и ненужному утяжелению машины. Во-вторых, техрегламент! Увы, времена бесконтрольного прикручивания железок, давно утонули в зловонном болоте бюрократии. Теперь чтобы построить настоящий вездеход, нужно соблюсти все правила, которые до конца не понятны даже тем, кто их придумал и подробно нигде не описаны. Зато жизнерадостные люди с кокардами на фуражках, увидев машину с лебёдкой и багажником на крыше, с радостью замашут полосатой палкой и начнут угрожать аннулированием регистрации. Так что вариантов, кроме как вписать всё в ПТС, предварительно получив Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) и заключение лаборатории, нет. И либо вы со спокойной улыбкой протягиваете документы любому сотруднику ГИБДД, либо не выезжаете из ближайшего к дому леса.
А теперь давайте начнём.
Железо
Единого мнения о безусловной пользе железа нет, но на мой взгляд главной ошибкой всех начинающих строить машины, является перегруз автомобиля и, как следствие, снижение его проходимости. Машина, обладающая всем арсеналом 4х4, из относительно лёгкого внедорожника превращается в тяжёлого, вязнущего в каждой луже, бегемота. Что тут сказать? Мы все через это прошли. Поэтому, не спешите. Австралийцы, например, предлагают следующую последовательность постройки внедорожника: внешний тюнинг, аксессуары, взвешивание, подвеска.
Бампер передний
Монстры, с тяжёлыми металлическими бамперами на морде, постепенно уходят в прошлое. Остаются они только в автоспорте и очень сложных ивентах. Потому что в обычном путешествии никто не станет бодать бампером тверские берёзы и биться о камни перевала Дятлова. Подумайте, нужно ли вам дополнительных сто килограммов на переднюю ось? В современном мире, железный бампер чаще всего является агрессивным признаком превосходства в тесных городских пробках.
Бампер задний
А вот с задним бампером всё наоборот. Практически всегда задний силовик оборудован кронштейном для запаски, которая не помещается на штатном месте. А дополнительно на нём можно разместить второй кронштейн – для канистр. Я, к примеру, вожу на корме своего экспедиционника 35-е колесо и две 20-литровые канистры, которые обеспечивают трёхсоткилометровый запас хода. Кроме того, они позволяют не заморачиваться с дополнительным баком и не дышать всю дорогу соляркой.