Как женщины справляются с травлей на кухне ресторанов и становятся шеф-поварами
Алена Солодовиченко, шеф-повар ресторана «Dr Живаго», удостоенного рекомендации Michelin, рассказала в интервью Forbes Woman о травле со стороны коллег-мужчин, жестких нравах на кухне и женском сообществе в ресторанной индустрии
Алена Солодовиченко была шеф-поваром в киевском ресторане «Мураками» (входит в холдинг Tarantino Family). В 2011 году она переехала в Москву и начала работать в сети заведений «Вареничная №1». За восемь лет работы в компании Солодовиченко стала бренд-шефом всей группы ресторанов и руководила в разное время около 20 точками «Вареничной №1». За время работы написала две книги рецептов — «Мисс вареничная» и «Вареники и не только». В 2020 году она стала шеф-поваром ресторана «Dr. Живаго», который 14 октября 2021 года получил рекомендацию гида Michelin.
— Как вы считаете, у женщин и мужчин разный подход к работе шеф-поваром?
— Да, потому что, во-первых, у женщин и у мужчин, на мой взгляд, разные методы управления персоналом. Женщины все-таки более деликатные. И для меня вопрос команды — управления персоналом и создания атмосферы — стоит всегда на первом месте. Для меня крайне важно знать, что коллективу комфортно со мной. Потому что я когда-то столкнулась с несправедливым и негативным отношением и знаю, что такое работать, когда тебя не принимают и унижают. Я знаю, что такое идти на работу, осознавая, как сильно ты туда не хочешь, потому что тебе там будет плохо. Я хочу, чтобы мой персонал просыпался с утра и думал: «Какой классный день, сейчас пойду на любимую работу». А не мечтал об отпуске и ненавидел начальника. И вот я думаю, что все-таки женщины чаще о таких вещах задумываются.
С другой стороны, гендер — это только часть личности. Все люди разные, и наш подход к работе и персоналу зависит не от пола в первую очередь. Меня часто спрашивают, может ли женщина быть хорошим шеф-поваром. Может, но так нельзя обобщать. Конечно, далеко не каждая женщина будет хорошим шефом. Но и не каждый мужчина может стать хорошим шефом. Все зависит от характера, от опыта, от навыков коммуникации, от стрессоустойчивости, от способности учиться и развиваться. Умение создавать меню, рассказывать про свои блюда, учить персонал не зависит от гендера.
Например, о шефе можно судить по тому, как он общается и взаимодействует с официантами. Для многих этот персонал просто не существует. Хотя это главное звено, которое связывает кухню и гостя. От шефа зависит, насколько хорошо официант знает, что происходит на кухне, как рассказать про блюдо, какие эмоции и настроение подать гостю вместе с едой. И несмотря на то, что я люблю общаться с командой, я жесткий шеф. Хотя часто говорят, что женщины слишком мягкие.
— Как-то раз я слышала, как Анна Рош (повар из Словении, которая стала первой женщиной, признанной лучшим шефом по версии The World's 50 Best Restaurants) орет на кухне на подчиненных. Посмотрела бы, как ее кто-то называет мягкой.
— Да! Ко мне тоже часто приходят су-шефы из других популярных ресторанов, где работают шефы-мужчины. Имена называть не буду, вдруг кто-то обидится. И говорят: «Ну вот я работал до тебя у того-то и никогда не думал, что он по сравнению с тобой лояльный и достаточно мягкий». Я спросила су-шефа: «Ты хочешь сказать, что я жестче?». Он ответил, что раз в 25.
— Почему так исторически сложилось, что шефы должны быть жесткими? Почему всегда на кухне эти крики и оскорбления?
— Мне кажется, просто по-другому не может быть. Во-первых, ты работаешь с огромным количеством людей, абсолютно разных по характеру и привычкам. И если ты не будешь жестко держать это все в кулаке, рано или поздно персонал сядет тебе на шею. Это факт.
Мой метод управления — система «кнут и пряник» на все 100%. Я могу зайти на кухню, и если все четко, похвалить, пошутить и отметить, какие они классные. Но если есть косяки, то ждите беды. Еще я очень не люблю повторять по несколько раз одно и то же. Как-то раз я написала об этом в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). И очень многие шеф-повара, мои друзья, комментировали: «Алена, ну это же нормально — повторять, учить персонал». Но я считаю, что если я объяснила один раз, подробно показала и рассказала, как нужно делать, человек должен все понять. Нужно учиться с первого раза.