Как запустить процесс коллективного воображения и эффективно генерировать идеи
В издательстве «Просвещение» вышла книга Мартина Ривза и Джека Фуллера «Машина воображения». В ней авторы рассказывают о том, как «систематически» генерировать идеи, эффективно ставить цели для команды и совместно достигать их. «Сноб» публикует отрывок главы о том, как запустить процесс коллективного воображения
Чтобы преодолеть интерсубъективность, недостаточно взять несколько человек и посадить их размышлять над некоей общей задачей. Наша идея должна стать внезапным стимулом для другого человека и тем самым разжечь его воображение. Самый очевидный способ добиться этой цели — это коммуникация. Однако можно воспользоваться и такими рассмотренными в предыдущей главе приемами, как переключение внимания, перемещение и опробование, перенеся их, однако, на коллективный уровень.
В дальнейшем мы рассмотрим каждое из этих действий, в том числе конкретные шаги, благодаря которым воображение переходит с индивидуального уровня на коллективный — от первоначальной, субъективной идеи к совместной работе над общей ментальной моделью.
Разговаривайте
Давайте вещам имена
Как передать новую ментальную модель? Дать ей имя! Важность языка и, в частности, его назывной функции легко недооценить, ведь мы так привыкли к вещам, у которых имена уже имеются: холодильник, ресторан, смартфон. И уже никто не помнит, насколько странными они казались, будучи просто мыслями без названия.
Название, по сути, определяет что-то новое, позволяя нам указывать на тот или иной объект. Оно превращает идею, рожденную умом одного человека, в интерсубъективный предмет. Как выразил это явление в памятных строках Шекспир:
И чуть воображенье даст возникнуть
Безвестным образам, перо поэта
Их воплощает и воздушным теням
Дарует и обитель, и названье.
Помимо фундаментальной задачи создания ярлыка акт именования преследует еще три дополнительные, казалось бы, неочевидные цели: помочь людям почувствовать себя знакомыми с незнакомым, показать, как вещь будет использоваться, а также привлечь к ней внимание.
Хотя умные часы Apple Watch на самом деле представляют собой носимый на запястье сенсор и компьютер в одном устройстве, часы — прибор известный, а потому такое название отсылает нас к знакомой отправной точке. В 1905 г. никто не знал, что такое пылесос, поэтому назвали его «Griffith’s Improve Vacuum Apparatus for Removing Dust from Carpets» («Усовершенствованный вакуумный аппарат Гриффита для удаления пыли с ковров»), что точно объясняло назначение нового прибора. Опять же все знают, что такое футболки и брюки. Другое название даже неинтересно рассматривать. Тогда главной задачей становится привлечь внимание покупателя. В итоге выбирается более провокационное название: вспомним пример английского бренда French Connection (FCUK — French Connection United Kingdom, то есть «Френч Коннекшн Соединенное Королевство»).
В то же время бизнес часто попросту зря тратит силы на досужее словотворчество. Компании видят свою задачу в том, чтобы дать броские названия обычным вещам, стремясь к дифференциации исключительно языковыми средствами. Мало того что такой подход порождает дикие названия различных продуктов, возникает мода переименовывать уже знакомые явления безо всякой на то нужды. Например, «бенчмаркинг» заменяет «сопоставительный анализ», «рециклинг» пишут вместо «переработки отходов», «трансформацию» вместо «изменений». Куда правильнее было бы давать обозначения только по-настоящему оригинальным, творческим идеям, причем такие обозначения, которые отличает кристальная ясность.