TikTok-хаусы для бабушек: как старшее поколение осваивает социальные сети и что это значит для брендов
Старшее поколение становится все более активным, платежеспособным и лояльным к технологиям. Карантин привлек особое внимание пожилых людей к онлайн-покупкам, видеоресурсам, TikTok и Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Forbes Life рассказывает, почему брендам пора считаться с этой аудиторией и как с ней грамотно работать
Пожилые люди — растущий класс. По оценкам McKinsey, их количество в развитых странах вырастет на треть к 2030 году и составит половину роста городского потребления за этот период. Специалист по теории поколений Евгения Шамис в своих выступлениях говорит, что большая часть мировых денег находится в руках бэби-бумеров (в 2020 году им от 57 до 76 лет). Это подтверждает исследование международной аналитической компании Nielsen. Технологические гиганты обращают на эти данные свое внимание. В 2018 году Taobao (китайская торговая платформа от Alibaba Group) выпустила приложение, специально разработанное для пожилых потребителей. Российские мобильные операторы выпускают целевые продукты, банки заменяют позиционирование и название программ с «Пенсионный» на «Активный возраст».
Только в Москве проживают более 1,8 млн старше 65 лет. Многие из них считают себя еще достаточно молодыми, находят увлечения, осваивают новые навыки и заводят друзей. После выхода на пенсию жизнь становится насыщеннее, убеждают истории участников проекта «Московское долголетие». В 74 года можно изучать с нуля программы Lightroom и Photoshop, в 80 – пойти в школу стилистов и моделей. «Возраст счастья» — так называет этот период Владимир Яковлев, автор одноименного проекта, последние 20 лет собирающий по всему миру истории о яркой и веселой жизни тех, кому далеко за 50. Сегодня проект уже включает в себя семь книг, сообщество в сотни тысяч человек, ряд курсов и несколько международных фестивалей в год. Актуальность сохранения активной жизненной позиции как можно дольше стремительно растет.
Карантин сократил количество фестивалей, встреч и каких-либо очных занятий — старшему поколению в период пандемии пришлось непросто. Но изменение покупательских привычек побуждает все больше возрастных потребителей попробовать услуги доставки на дом, ограничения на поездки стимулируют использование Skype и Zoom, а желание сохранить новые увлечения и принимать участие в жизни близких — заводить аккаунты в социальных сетях.
«Мои ученицы 65+ срочно освоили Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), чтобы продолжать заниматься со мной в эфирах», — делится Юрий Степанов, ведущий занятий по дыхательной и суставной гимнастике по программе «Московское долголетие». Совместные съемки видео для TikTok оказываются отличным решением, если хочешь наладить контакт с внуками. Так появились аккаунты @ded.official (748 000 подписчиков на октябрь), @tvoyababylya (39 000), @_baba_valya_ (почти 76 000) и многие другие. На волне популярности TikTok-хаусов несколько возрастных блогеров объединились в похожий проект — @pensia.house (более 106 000 подписчиков). Правда, здесь блогеры живут не в доме-коммуне, а раздельно, совместно генерируя контент из квартир в разных городах и даже в окружении больничных стен.