Как учить ребенка с особенностями развития
Как жить, когда в семье есть ребенок с особенностями. Личный опыт
Пришло по почте письмо*:
«Здравствуйте, Катерина Вадимовна! Два дня назад я прочитала ваш материал про Эвелину и ее совесть и чувство вины, и с тех пор все время о нем думаю. Сегодня решилась вам написать. Точнее даже не вам, а Эвелине. Я понимаю, что вы мне, скорее всего, не ответите, а Эвелина — это, скорее всего, литературно-художественный персонаж, но вдруг… У меня ведь, можно сказать, впервые за несколько лет появилась надежда на то, что в моей ситуации еще можно что-то изменить к лучшему. История про “убитое” пальто и одноклассников потрясающая, но меня в материале заинтересовала вовсе не она. Вот та часть из истории Эвелины, которая на два дня выбила меня из колеи:
“— Я работаю, — невозмутимо ответила Эвелина.
— Кем? Где? Как успеваете?
— Начальником. Все та же химическая промышленность. Три дня в неделю — на производстве или в офисе, два дня — дома, онлайн, с документами. Вика обучена мне почти не мешать”.
У меня, как и у Эвелины, есть почти не говорящий ребенок с серьезными ментальными нарушениями — только сын, 11 лет. У нас в Нижневартовске ему поставили аутизм, но когда мы с ним ездили в Москву, там сказали — может быть, и нет.
Моя семейная ситуация проще, чем у Эвелины: мне регулярно помогают мои папа и мама, и отец ребенка, хотя мы с ним и развелись, платит хорошие алименты и регулярно приходит с ним посидеть, чтобы я могла пойти по делам. Раньше он даже гулять с ним ходил, но теперь все реже, потому что стесняется, да и боится не справиться, если что совсем не так пойдет.
У меня же с тех пор, как сын родился, работать толком не получается. А я очень хочу. И не так, как обычно “продвинутые” матери таких особенных детей — психологами становятся, дефектологами, книжки опять же по своей теме пишут. Это все мне неинтересно, я и так в этом с утра до ночи варюсь.
Я, как и Эвелина, инженер, и хочу работать по специальности и делать карьеру. Я еще достаточно молода, говорят, что не без способностей, умею и хочу учиться. Свою специальность очень люблю, пыталась работать уже и после рождения сына, но сейчас уже почти отчаялась.
Мои вопросы к Эвелине такие:
- Как удалось научить дочь не мешать, когда она работает дома? Что конкретно она для этого делала?
- Рассматривала ли Эвелина когда-нибудь вариант отдать Вику в интернат?
- Как Эвелина приучала Вику к сиделкам? (Сын более-менее спокойный только со мной, все сиделки от него быстро отказываются.)