Кто украл главную икону православной России
«Сноб» продолжает цикл увлекательных историй о громких преступлениях в императорской России от автора подкаста «Закат империи» Андрея Аксенова. Второй текст — о краже иконы Казанской Божией Матери.
12 июля 1904 года. Казань. Богородицкий монастырь спит глухим сном после окончания Петрова поста. В третьем часу ночи одна из послушниц слышит откуда-то со двора сдавленный крик: «Караул!» Она бежит за помощью и будит нескольких человек — трудников и других послушниц. Вместе они обнаруживают, что крик идет из подвала под колокольней. Дверь в подвал заперта. Открыв ее, встревоженные люди видят монастырского сторожа Федора Захарова, старика почти 70 лет. Он сбивчиво рассказывает, что несколько часов назад на обходе увидел на задней паперти собора четырех мужчин. Эти люди набросились на него, приставили к голове револьвер, затолкали в подвал, запугали и заперли.
Воры в монастыре! Начинается переполох, все бегут к собору — а там сорван замок, открыты двери. Люди вбегают внутрь и видят самое страшное, что только можно представить: украдена самая чтимая реликвия монастыря и даже, пожалуй, одна из самых значимых икон православной России — икона Казанской Божией Матери.
С этой иконой связывают множество исцелений, да и само ее обретение можно назвать чудом. В 1579 году Казань была фактически уничтожена страшным пожаром. После трагедии девочке по имени Матрона во сне явилась Богородица и указала место, где на пепелище нужно откопать ее образ, — там, на глубине метра, и была найдена икона. Считается, что именно в этом месте был заложен Богородицкий монастырь. В день, когда была найдена икона, 8 июля (21-е по новому стилю), ежегодно отмечают День памяти Казанской иконы Божией Матери — общецерковный праздник русской православной церкви. Также именно с этой иконой ополчение Минина и Пожарского изгоняло поляков из Москвы.
Помимо иконы Казанской Богоматери в золотом окладе из монастыря также была украдена икона Спасителя — тоже в богатом убранстве: в окладе, помимо золота, жемчуга и прочих драгоценных камней, было 30 бриллиантов и 56 неограненных алмазов. Только одни драгоценности тянули тысяч на 100 рублей — невероятную, немыслимую сумму. Не говоря уже о том, что икона Богоматери сама по себе бесценна.
Газета «Русское слово» пишет:
КАЗАНЬ, 29 июня. В два часа ночи кощунственно ограблен Богородицкий монастырь, находящийся в центре города. Похищены: святыни гор. Казани, чудотворная икона Богоматери и иконы Спасителя . Иконы осыпаны драгоценными камнями. Еще похищены драгоценные священные сосуды и ограблены кружки. Воры связали ночного караульщика и бросили его в подвал. Масса поломок. Царские врата полуоткрыты. Сенсация среди населения страшная. Похитители и вещи не найдены. Производится следствие.
Расследование возглавил казанский полицмейстер Павел Борисович Панфилов. Первым делом полиция, конечно, арестовала сторожа — тот, однако, уверял, что ни при чем и следствию помочь никак не может. Осмотр места преступления показал, что со стороны примыкающего к территории монастыря соседского сада к монастырской стене была прислонена доска: с ее помощью воры, по-видимому, перебрались через стену. Значит, помощь сторожа ворам была вроде как ни к чему — ворота в монастырь открывать не было нужды. Впрочем, освобождать арестованного полиция не спешила.
В том же саду на кустах акации обнаружили ленты, которыми была украшена икона, на земле нашли несколько жемчужин, металлический брелок и следы обуви — которые, впрочем, скоро обрывались. Больше улик не было.
Полиция обошла всех известных ей подозрительных лиц и скупщиков краденого, попыталась найти зацепки, узнать, не приезжали ли в Казань «гастролеры», но все тщетно: ни следов, ни улик. Местные воры говорили, что хоть они и падшие души, но кто ж на Казанскую Богоматерь позарится? Разослали сыщиков в соседние города, в суматохе обнаружили шайку пароходных воров и арестовали ее — но об иконе ни слуху ни духу. Катастрофа, а что делать — непонятно.
Следствие предполагало, что преступники украли образы для того, чтобы либо продать богатые оклады, либо нажиться на продаже самих икон, одна из которых, Казанская Богоматерь, абсолютно бесценна — и как предмет искусства, и как образ поклонения православных верующих. Вопрос был в том, могут ли найтись покупатели этого достояния. Продавать икону частному коллекционеру, кажется, не было особого смысла: для православных она имеет большее значение. Но в России того времени существовали люди, для которых эта икона была не менее ценна, и эти люди были достаточно богатыми. Например, старообрядцы. Икона, обретенная до реформ Никона, была для них не менее священной, чем для синодальных православных, а московские купцы-староверы, жившие на Рогожской заставе, имели достаточно средств, чтобы и выкупить ее, и даже заказать ее кражу специально — чтобы поместить в один из своих отдаленных скитов, храм исконной, истинной веры.