Как спрятать голову в железо: боевые шлемы Средневековья
Мастер включает горелку, и металл раскаляется докрасна. Мастер берет в руки молоток, и заготовка грубой формы постепенно превращается в рыцарский шлем. Полтысячи лет назад искусство изготовления рыцарских доспехов достигло уровня создания шедевров. Современные реконструкторы идут по следам кузнецов-виртуозов Средних веков и эпохи Возрождения.
«ПМ» посетила мастерскую Сергея Журавлева – известного реконструктора и по совместительству кузнеца, создающего современные реплики исторических доспехов. Мы решили поговорить о рыцарских шлемах. Об их истории в европейском Средневековье и о технологии их воссоздания в наши дни.
Горшок для псов-рыцарей
На гобелене из Байе, знаменитом памятнике средневекового искусства, мы видим нормандских воинов, завоевавших Англию в XI веке. Там нет ничего, что бы ассоциировалось с рыцарями в блестящих латах и шлемах с забралами. На воинах кольчуги и простые шлемы с остроконечной тульей и наносниками. «Рассматривая гобелен из Байе, – говорит Сергей Журавлев, – мы можем прийти к заключению, что в те времена еще не была разработана техника таранного удара копьем, зажатым под мышкой. Воины носили копья в руках и били ими с размаху. Однако в более поздние времена, когда таранная техника все же появилась, доспех, а вместе с ним и шлемы стали утяжеляться».
Чтобы защитить всадника от таранного удара копьем, острие которого могло соскользнуть с треугольного щита в лицо, в конце XII века европейские мастера стали изготавливать так называемые топфхельмы. «Топфхельм» в переводе с немецкого означает «шлем-горшок», и действительно, он походил на кастрюлю со смотровыми щелями и отверстиями для вентиляции. Нечто подобное можно увидеть на головах псов-рыцарей в фильме Эйзенштейна «Александр Невский». «Вряд ли режиссера заботила точность реконструкции внешнего вида тевтонских рыцарей, – говорит Сергей, – скорее, в его задачу входило создание эффектного устрашающего образа. Да и самих настоящих топфхельмов сохранилось совсем немного. Однако распространенность в XIII веке кастрюлеобразных шлемов является несомненным историческим фактом».
Бросить шлем на поле боя
В XII веке также получил распространение цервельер, или черепник. Это легкий шлем, защищавший лишь верхнюю часть головы. Иногда под него поддевался кольчужный капюшон. Против таранного удара копьем цервельер был бесполезен, но у него оказалось важное преимущество перед топфхельмом: в легком шлеме было проще ориентироваться на поле боя. Поэтому рыцари надевали сначала черепник, а поверх него – топфхельм и так отправлялись на сражение. После того как войско противника рассеивалось и нужно было кого-то преследовать или сражаться с пехотой, рыцарь сбрасывал топфхельм и продолжал биться в одном цервельере. «На некоторых современных изображениях мы можем увидеть топфхельм за спиной рыцаря, прикованный цепями к латам, – рассказывает Сергей, – но такая картина вряд ли существовала в реальности. Эксперименты, проведенные реконструкторами, показывают, что сражаться с болтающимся сзади на цепях тяжелым шлемом-горшком было бы чрезвычайно затруднительно. Скорее всего рыцарь просто сбрасывал с себя верхний шлем, оставляя его на поле боя, а подбирали его и возвращали владельцу, как можно предположить, оруженосцы».