Ударный вертолет Ми-28Н: охотник в засаде
Зрелище феерическое и жутковатое одновременно. На фоне клочковатых облаков и прогалин синего неба, совсем невысоко над землей крутится хищное металлическое тело боевого вертолета. Машина взмывает вверх, становясь почти вертикально, затем с лихим креном уходит в вираж, и на лопастях играет выглянувшее из-за туч любопытное солнце.
Вот он, кажется, летит прямо на тебя, и уже думаешь, какой ужас, наверно, способна наводить на врага эта винтокрылая машина. Мы в Торжке, в Центре боевого применения и переучивания (летного состава армейской авиации), где в ветреный мартовский день проходят учебные полеты с участием принятых на вооружение Российской армии ударных вертолетов: Ми-28Н, Ка-52, Ми-24, Ми-35, Ми-8 АМТШ. Вертолеты двойками уходят в небо: одна машина изображает цель, другая выступает в роли охотника. Где-то над Тверской областью они будут отрабатывать приемы вертолетного воздушного боя.
Наследники «крокодила»
Наш особый интерес связан с «Ночным охотником» — Ми-28Н. Двойка новейших российских машин проходит метрах в пятнадцати от нас, стоящей на небольшом возвышении группы журналистов, и к мощному ледяному ветру добавляется поток воздуха от лопастей. Удержаться на ногах невозможно, и мы чуть ли не кубарем скатываемся с пригорка.
Основным ударным вертолетом Российских ВС был и остается Ми-24, имеющий неофициальное прозвище «Крокодил». Детище конца 1960-х, этот аппарат в наши дни уже, конечно, морально устарел, однако, поговорив с военными вертолетчиками, легко убедиться, как по-настоящему любят и высоко ценят пилоты машину, прекрасно зарекомендовавшую себя в Афганистане и в конфликтах на постсоветском пространстве. Чтобы сохранить все лучшее, что воплощено в этой нашей ударной «классике», было решено провести глубокую модернизацию Ми-24. На машину стали ставить новую авионику, приборы ночного видения, средства навигации, внесли много других усовершенствований. Модифицированная версия получила название Ми-35.
С другой стороны, еще в советское время авиаконструкторы получили задание создать более «продвинутую» технику. Так к началу 1980-х появились первые образцы двух конкурирующих «линеек» — Ка-50/Ка-52 и Ми-28. Как и многие другие проекты в военно-технической сфере, старт которым был дан накануне горбачевской перестройки, Ми-28 ждала сложная судьба. Проект был фактически заморожен, морально устаревал, поэтому к середине 1990-х потребовалось проводить модификацию так и не принятого на вооружение вертолета. В 1996 году свой первый полет совершил Ми-28Н, однако на вооружение он был принят лишь в 2009-м, а в минувшем году появился первый образец очередной модификации Ми-28НМ.
Как бы то ни было, Ми-28Н — это серьезный шаг вперед по сравнению с Ми-24, о чем в один голос свидетельствуют и пилоты, и инженеры.
Вертолету нужен мозг
Перед самыми полетами разговариваю с командиром звена майором Александром Стопачевым. Сегодня, кроме стандартных полетов, ожидается выполнение программы высшего пилотажа для Ми-28Н, а потому мой первый вопрос к пилоту: «Зачем Ми-28Н расширенные пилотажные возможности?». «Высокая маневренность, — отвечает майор Стопачев, — необходима для повышения живучести боевой машины. Опыт конфликтов последних лет показывает, что ударным вертолетам чаще всего приходится действовать в условиях непосредственного соприкосновения с противником, на расстоянии 1−2 км, что дает возможность врагу вести по машине огонь с помощью ствольной артиллерии и неуправляемых ракет. Высокая маневренность, которой обладает Ми-28Н, позволяет действовать из засады, подойти незамеченным к позициям противника, выйти на эффективную дальность стрельбы, прицелиться и, совершив энергичный маневр с высокими перегрузками, уйти из зоны поражения. У Ми-24 диапазон маневренности и скоростей существенно ниже».