Как спасти космонавтов: комплекс «Синяя птица»
Удивительное дело – без переднего колеса, почти лежа на боку, машина все-таки продолжала двигаться, преодолевая буераки и колдобины. Потом на видеопленке сменился кадр, и она уже уверенно шла через барханы, по снежной целине, мелколесью... С берега прыгнула в речку и катилась по дну, пока доставали колеса, а потом поплыла, вздымая за кормой белый бурун... А достаточно вкатить машину в чрево транспортного самолета или подвесить к вертолету – и она может быть доставлена в любой район страны.
Такую кинопленку, иллюстрирующую возможности транспортного комплекса «Синяя птица», мне показали в СКБ специальных машин ЗИЛа.
Машина для Королева
Началось же все, по словам главного конструктора СКБ И.И. Сальникова, с неудачной посадки «Восхода-2». В 1965 году его экипаж, в составе Павла Беляева и Алексея Леонова, попал в переплет. Мало того что первый выход в открытый космос прошел с осложнениями, при посадке отказала автоматическая система, и Беляеву пришлось сажать корабль вручную. В итоге вместо привычных казахстанских степей — пермская тайга, из которой экипаж вытаскивали двое суток. Да и то эвакуация состояла в том, что космонавтам пришлось встать на лыжи и по глубокому снегу выйти на поляну, откуда их смог забрать вертолет.
Тогда Сергей Королев и обратился к Владимиру Грачеву, основателю и первому руководителю СКБ, с просьбой сделать машину, которой было бы нипочем любое бездорожье. Сергей Павлович знал, к кому обратиться: Грачев и его команда начиная с конца 50-х годов работали над созданием автомобилей специального назначения. В том числе и таких, которые предназначались для доставки на стартовые позиции баллистических ракет по любому бездорожью. На стенде, выставленном в СКБ, я насчитал около полусотни фотографий таких спецмашин. Остановлюсь на нескольких наиболее интересных идеях и конструкциях.
Очень часто при разработке транспорта высокой проходимости ставку делают на гусеницы. Испробовали этот вариант и в СКБ. Гусеницы испытывали и металлические, и резиновые, и совсем уж необычные. Представьте себе десятка два полых цилиндров-катков, соединенных эластичной цепью. Катки перемещаются, словно траки гусеницы, и, опираясь на них, машина движется хоть по суше, хоть по воде. Однако, как и в случае с луноходом, испытания показали, что надежность традиционных колес вне конкуренции.