Как смотреть авторское кино и заодно прокачивать эмоциональный интеллект
Почти 80% россиян смотрят фильмы и сериалы не реже одного раза в неделю, но мало кто, кроме критиков и настоящих киноманов, умеет с головой уходить в сюжет и вприкуску с попкорном разгадывать тайные смыслы. Чтобы понимать идеи великих режиссеров, нужно готовиться к просмотру, полностью погружаться в фильм и развивать насмотренность. Вместе с экспертами «Культурного марафона» объясняем, как научиться искусству вдумчивого смотрения и развить свой эмоциональный интеллект
Как мы смотрим кино и каким оно бывает
Человек XXI века становится все более мультизадачным: мы можем одновременно вести машину, общаться с кем-то по телефону и слушать подкаст на фоне. Вечная спешка отразилась и на том, как люди смотрят фильмы в кинотеатрах: например, мало кто выдерживает трехчасовой блокбастер, не отвлекаясь, от начала до конца. Мы достаем телефон и на приглушенной яркости отвечаем на сообщения, выходим покурить, купить воды, возвращаемся и по-прежнему понимаем, что происходит на экране. Такое переключаемое восприятие подходит для развлекательного кино: оно дает людям возможность на несколько часов уйти от суеты и насладиться красивой картинкой. Но есть и другой тип фильмов, который требует от зрителя большего погружения и глубокой внутренней работы.
Всеволод Коршунов, киновед, эксперт «Культурного марафона»:
«У режиссера Ларса фон Триера есть на этот счет знаменитая фраза: “Хороший фильм должен быть как камешек в ботинке” — вроде бы идти можно, но раздражает жутко. Такие фильмы часто относятся к авторскому или артхаусному кино, вспомните работы Андрея Тарковского, Дэвида Линча, Вуди Аллена или Райнера Вернера Фассбиндера».
Французский кинорежиссер и сценарист Робер Брессон попытался разделить кино на категории в зависимости от формата смотрения и степени включения зрителя в процессе, позднее они получили название автоматизированные и деавтоматизированные фильмы. Логику и смысл деавтоматизированного кино понять не просто, для этого нужно тренироваться. Если у зрителя есть желание и амбиции разгадать философию фон Триера или Кубрика, нужно постепенно осваивать искусство вдумчивого смотрения.
Конечно, чем раньше человек начинает этому учиться, тем лучше — как с иностранными языками. Но вряд ли со многими в детстве после просмотра фильмов родители обсуждали, как играет луч света в «Амели» и почему «Алиса в Стране чудес» снята в мрачных тонах. Скорее всего, как и у многих, мама с папой просто включали телевизор и уходили по своим делам.