Как правозащитная биография Андрея Сахарова прорастала через научные открытия и государственные преграды
21 мая исполняется 100 лет со дня рождения академика Андрея Сахарова — одного из важнейших людей в истории России ХХ века. О создателе первой советской водородной бомбы, самом известном советском диссиденте, лауреате Нобелевской премии мира и первом председателе правозащитного общества "Мемориал" (сейчас признано в России организацией, выполняющей функции иностранного агента) по просьбе Esquire рассказывает историк Александр Радаев.
Автобиографические «Воспоминания» Андрею Сахарову пришлось писать несколько раз. В истории есть примеры рукописей, уничтоженных авторами. А есть примеры рукописей, выкраденных у автора спецслужбами. 900-страничная книга Сахарова как раз тот случай. В предисловии Андрей Дмитриевич рассказывает, что утраченный текст приходилось восстанавливать годами, а некоторые фрагменты переписывать. Выдающийся мыслитель, чьи открытия навсегда изменили мир, прошел путь от академической кафедры до политической трибуны, от прославленного и уважаемого на родине ученого — до гонимого властями всемирно признанного правозащитника. Попытаемся обозначить реперные точки, в которых научная и правозащитная деятельность академика попадала под гусеницы режима.
От уравнений к испытаниям
Можно сказать, что самое начало научной карьеры Сахарова уже было связано с военным делом. Еще в 1942 году, сразу по окончании с отличием МГУ, его распределили на военный завод в Ульяновск, где он стал инженером-изобретателем.
Отец Сахарова был знаком с крупным ученым в области физики и математики Игорем Таммом, и, как позднее отмечал сам Андрей Дмитриевич, не без посредства этого знакомства его приняли в аспирантуру Физического института АН СССР имени Лебедева, где трудился Тамм. Всего спустя два года Сахаров защитил кандидатскую, и уже в 1953-м — докторскую диссертацию, все там же, в ФИАН.
В один год Андрей Сахаров стал доктором наук и академиком, что было исключительным случаем: его приняли в академики, минуя принятие в члены-корреспонденты Академии наук. К тому моменту его имя было уже очень значимым и в советской науке, и в оборонной промышленности. Если не вдаваться в подробности самого изобретения, можно коротко сказать, что на тот момент академик Сахаров был соавтором самого могущественного оружия в мире — водородной бомбы.
Первой большой славой Сахаров обязан работе в научно-исследовательской группе по разработке термоядерного оружия под руководством Игоря Тамма. Проектом Сахарова была водородная бомба, которую успешно испытали в августе 1953 года. Следующие годы в академическом институте прошли в исследованиях и усовершенствовании водородной бомбы и смежных научных изысканиях в области термоядерного синтеза, оформившихся к 1960-м в значимые исследования термоядерной энергетики.
Главенство права человека на жизнь
Правозащитная деятельность Андрея Сахарова началась тогда же, когда и слава большого ученого, в 1950-е годы. Вскоре после первых испытаний водородной бомбы он напишет две статьи о последствиях ядерных взрывов для людей, находящихся на территориях, подверженных воздействию их радиоактивности. Как ученый, Сахаров понимал, что его исследовательская роль уже сыграна, но, как интеллектуал, он не мог смириться с тем, что станет с его открытием, как оно будет применяться в будущем и к чему это приведет в масштабах человечества. Сахаров стал политической фигурой.
Изначально политическая активность Андрея Дмитриевича касалась его профессионального поля: в первую очередь он озаботился испытаниями, стал ратовать за их ограничение, за жесткую регламентацию, а со временем — и за запрет. Невозможно было не видеть пагубности и фатальности испытаний для природы, экосистем, но в первую очередь, конечно, для человека. Тем более контраст проявлялся, если учесть, что после нескольких «удачных» взрывов дальнейшие ядерные испытания просто не были необходимыми. Таково было мнение ученого, а мнение военных и руководства страны — иным. Тем не менее Сахарову удалось добиться международного соглашения 1963 года, по которому запрещались надземные испытания (так называемый Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. — Esquire).
Следует понимать, что открытие Сахарова сделало для него обычной частью жизни постоянное общение с высшим военно-руководящим составом советского государства и прояснило многие вещи и настроения, которые оставались бы для рядового человека недоступными.
До гибели человечества один шаг?
Тем временем человечество постепенно взбиралось по отвесному склону гонки вооружения в ядерно-ракетной области, и приближение к пику было многократно ускоренно открытием Сахарова. Существуют высказывания о том, что Сахаров предлагал разместить на морском дне 100-мегатонные ядерные заряды, при взрыве которых в случае военной угрозы со стороны США в адрес СССР образовавшаяся волна попросту бы уничтожила атлантические и тихоокеанские прибрежные районы. Впрочем, никакие официальные или верифицированные источники этого не подтверждают.