Гоша Острецов вспоминает жизнь художников советского андеграунда

СНОБКультура

Художник Гоша Острецов: «Искусство — это иллюзионизм»

До 18 июля в галерее a-s-t-r-a можно увидеть коллективную выставку «Мир идей» объединения VGLAZ, основанного художником Гошей Острецовым. Специально для «Сноба» Гоша Острецов вспоминает жизнь художников советского андеграунда.

Беседовала Юля Крюкова

1_pKpdVYa.jpg
Гоша Острецов. Фото: пресс-служба галереи a-s-t-r-a

Художником Гоша Острецов осознал себя в очень юном возрасте во многом благодаря профессии родителей: мама — искусствовед, отец — грузинский художник Элгуджа Амашукели. И хотя с отцом Гоша познакомился в 22-летнем возрасте, оказавшись в Париже, — вскоре после рождения сына Элгуджа Амашукели эмигрировал во Францию — обаятельный образ «художника» всегда сквозил в семейных разговорах. Но не только это. В детстве Гошу увлекало искусство графики и в частности мультипликация — среди фаворитов, например, был французский журнал комиксов Pif Gadget, который его маме удавалось доставать для сына, несмотря на ограничения советского периода. Среди любимых художников того времени — датский карикатурист Херлуф Бидструп и немецкий мастер Альбрехт Дюрер.

Профессиональная карьера в искусстве Гоши Острецова началась с учебы в Театрально-художественном училище при Большом театре в Москве. Тогда же пришло и разочарование в официальной системе образования: по словам Гоши, в этом не было «правды» — никто из преподавателей училища, которые так много говорили о школе Павла Чистякова и графическом наследии XIX века, не мог на самом деле даже приблизиться к мастерству того уровня, довести рисунок «до звона».

Ту самую художественную «правду» Гоша Острецов отправился искать в субкультурах: он тесно взаимодействовал со всевозможными неформальными группировками, среди которых были, например, хиппи и панки. Знакомство с художником Анатолием Журавлевым и разговоры с ним о проблемах современного искусства привели Гошу в объединение «Детский сад», которое называлось так, потому что художники, которые в него входили, работали сторожами в детском саду. Позже он встретил близких ему по духу художников и, по признанию самого Гоши, настоящих учителей — Николая Филатова, Андрея Ройтера, Олега Котельникова, Тимура Новикова, участников арт-группы «Мухоморы». Вхождение в круг андеграундного искусства случилось окончательно и бесповоротно: из училища Гоша Острецов был отчислен за непосещаемость и несоответствие общепризнанным нормам образовательной системы. 18-летний юноша Острецов уже показывал свои работы в знаменитом выставочном зале для неформального искусства на Большой Грузинской. На вопрос о том, каким его искусство было в тот период, Гоша отвечает лаконично и просто: «диким». По признанию художника, во время переезда во Францию он «сжег все мосты» и сам никак не пытался сохранить работы, созданные в 90-е годы. И все же одна крупноформатная работа раннего периода попала в собрание Третьяковской галереи благодаря коллекционеру неофициального советского искусства Леониду Талочкину.

2.jpg
Гоша Острецов. «Пора сливать масло». 2023 год. Фото: пресс-служба галереи a-s-t-r-a

В 90-е годы Гоша Острецов переехал в Париж с женой-француженкой, с которой познакомился в России. Во Франции он встретился со своим отцом и на ближайшие три года обосновался в его мастерской: начинается новая глава в его творческой биографии за пределами взрастившего его российского андеграунда, бунтарскую эстетику которого, впрочем, он пронес и в европейский контекст. Впереди его ожидала встреча с британским коллекционером Чарльзом Саатчи, которому он помогал с выбором художников для его собрания русского современного искусства в Лондоне, работа с французскими модельерами Жан-Шарлем де Кастельбажаком и Жан-Полем Готье, а еще знакомство с бельгийским кутюрье Мартином Маржелой и японским дизайнером Такадой Кензо.

Спустя 10 лет жизни во Франции Гоша Острецов вернулся в Россию 2000-х. Там его ожидала встреча с его будущей женой художницей Людмилой Константиновой: тогда она была студенткой МАРХи и искала единомышленников для того, чтобы создавать комиксы. Людмила расклеила объявления, в которых приглашала художников, интересующихся комикс-культурой, присоединиться к ее проекту — на одно из таких объявлений и откликнулся Гоша Острецов. Сейчас они воспитывают четырех детей.

Мы встречаемся с Гошей Острецовым в его мастерской, которая оказывается порталом в совсем другой мир. Монотонная серость московских панелек остается за стенами студии. Гоша проводит экскурсию и с особой городостью показывает столярную мастерскую, в которой создает свои фантастические объекты из дерева. Руками, запачканными краской, Гоша разливает чай, и мы начинаем разговор.

Как выглядела российская арт-сцена в 80–90-е годы? Какое место как художник вы на ней занимали?

Арт-сцену того времени представляли художники — идеологи новой жизни, глобального обновления. Это все удачно наложилось на перестройку. Время подсказывало, что происходит кардинальный слом эстетики.

В конце 80-х годов благодаря художникам из Петербурга — Тимуру Новикову, в частности — в России появилась культура «новой волны», известная как New Wave на Западе. У искусства, которое существовало прежде, включая московский концептуализм, была одна главная цель — борьба с режимом, переосмысление, высмеивание, разоблачение его маркеров, превращение их в пустой анекдот. Это было искусство, рефлексирующее на тему политической повестки. У художников новой волны была несколько иная цель — борьба за свободу. Главная концепция: апроприация пространства. Отсюда работы Тимура Новикова на тканях, в которых было заложено высказывание «я свободен, я могу сделать гигантскую работу на полотне, потом сложить ее и положить в карман». И все это не важно, потому что форма художественного высказывания может быть какой угодно — хоть коллаж, хоть какой-то надувной объект, искусство может существовать на самых разных нетрадиционных медиа. Мы в то время презирали холсты, масляные краски, считали, что все это больше для традиционных бородатых художников.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На каких самолетах будут летать россияне в ближайшие годы На каких самолетах будут летать россияне в ближайшие годы

Как развивается гражданская авиаотрасль в России

СНОБ
Покидая Галактику: откуда летят самые быстрые звезды Млечного Пути Покидая Галактику: откуда летят самые быстрые звезды Млечного Пути

Астрономы обнаружили жертвы грандиозных космических взрывов

Forbes
«Это место восстановления психики» «Это место восстановления психики»

Исполнительный директор Еврейского музея об инклюзии и арт-терапии

Weekend
Дочь Брюса Уиллиса назвала самый ранний симптом отцовской болезни Дочь Брюса Уиллиса назвала самый ранний симптом отцовской болезни

Какие первые признаки деменции были у Брюса Уиллиса?

Psychologies
Sapiens Sapiens

Краткая история человечества

kiozk originals
«Толкиеновское Средиземье»: как Алексей Карахан открыл турбазу «Молодость» на Алтае «Толкиеновское Средиземье»: как Алексей Карахан открыл турбазу «Молодость» на Алтае

Алексей Карахан — о том, что такое современная и комфортная турбаза

Forbes
Выставка Леонида Шервуда в Русском музее Выставка Леонида Шервуда в Русском музее

Леонид Владимирович Шервуд родился в Москве 16 (28) апреля 1871 года

Наука и жизнь
Киноляпы известных фильмов, ставшие «фирменными фишками» Киноляпы известных фильмов, ставшие «фирменными фишками»

Знаменитые «не баг, а фича!» в кино

Maxim
Море зовет: 10 организаций, занимающихся защитой океанов Море зовет: 10 организаций, занимающихся защитой океанов

Рассказываем о тех, кто спасает побережья от загрязнения и бережет морскую фауну

Правила жизни
«Если вы никого не раздражаете, то, возможно, не делаете ничего важного»: 3 полезных факта для достижения успеха «Если вы никого не раздражаете, то, возможно, не делаете ничего важного»: 3 полезных факта для достижения успеха

Чем существеннее ваши достижения, тем выше вероятность разозлить окружающих

Psychologies
Юдит Шалански: «Каталог утраченных вещей». Удержать прошлое в памяти Юдит Шалански: «Каталог утраченных вещей». Удержать прошлое в памяти

Отрывок из романа-попытки Юдит Шалански оживить прошлое и погрустить об ушедшем

СНОБ
Гельголанд, роковой остров Гельголанд, роковой остров

Маленький остров Гельголанд пережил много всего

Дилетант
«Людей нужно где-то кормить»: почему регионы переживают бум ресторанных франшиз «Людей нужно где-то кормить»: почему регионы переживают бум ресторанных франшиз

Как развивается российский общепит в регионах

Forbes
Как сбросить ноутбук до заводских настроек Как сбросить ноутбук до заводских настроек

Сброс ноутбука до заводских настроек поможет избавиться от самых разных сбоев

CHIP
Красивый загар Красивый загар

Реально ли стать шоколадной в максимально короткое время?

Лиза
Маршрут перестроен. Гид по винодельням Краснодарского края Маршрут перестроен. Гид по винодельням Краснодарского края

Маршрут из шести виноделен Краснодарского края — от Геленджика до Голубицкой

СНОБ
Горькая истина: почему огурцы горчат и как избавиться от этого неприятного привкуса Горькая истина: почему огурцы горчат и как избавиться от этого неприятного привкуса

Горечь — это защитный механизм огурца, но можно ли с ним что-то сделать?

ТехИнсайдер
Прямо с куста Прямо с куста

Ягоды – это радость глаз и взрыв вкуса

Лиза
Олег Шепс: «Быть секс-символом как-то неловко, но это и прикольно, что тут таить!» Олег Шепс: «Быть секс-символом как-то неловко, но это и прикольно, что тут таить!»

Олег Шепс впервые рассказал, когда расстался с девушкой

VOICE
Тося Чайкина Тося Чайкина

Королева непредсказуемых фитов и певица из среды академических музыкантов

Собака.ru
Как видят насекомые? Как видят насекомые?

Как устроены глаза насекомых и что они видят

ТехИнсайдер
Бессмысленно и бестактно: почему не стоит советовать женщинам выходить замуж Бессмысленно и бестактно: почему не стоит советовать женщинам выходить замуж

Могут ли женщины состояться в жизни, не выходя замуж?

Forbes
Чем нас так бесит франшиза «Форсаж» Чем нас так бесит франшиза «Форсаж»

Даже в сказках больше здравого смысла, чем в мегауспешной франшизе «Форсаж»

Maxim
Boston Dynamics улучшила знаменитого желтого робопса Spot - теперь он сам открывает двери Boston Dynamics улучшила знаменитого желтого робопса Spot - теперь он сам открывает двери

Робот-собака Boston Dynamics стал функциональнее

ТехИнсайдер
Эдвард Мордейк — человек с двумя лицами. Существовал ли он на самом деле? Эдвард Мордейк — человек с двумя лицами. Существовал ли он на самом деле?

Есть в биографии Эдварда Мордейка некоторые поразительные несостыковки

ТехИнсайдер
Как похудеть без диет и спорта Как похудеть без диет и спорта

13 привычек, которые помогут сбросить вес без усилий

Лиза
Как пробурить сверхглубокую шахту с помощью плазмы: геотермальная энергия на службе человечеству Как пробурить сверхглубокую шахту с помощью плазмы: геотермальная энергия на службе человечеству

Новые технологии, которые могут открыть доступ к геотермальной энергии везде

ТехИнсайдер
Нос кошки устроен как отличный газовый хроматограф Нос кошки устроен как отличный газовый хроматограф

Ученые создали трехмерную компьютерную модель носа кошки

ТехИнсайдер
Созависимые отношения с братьями и сестрами: как найти баланс Созависимые отношения с братьями и сестрами: как найти баланс

Созависимые отношения нередко встречаются и между братьями и сестрами

Psychologies
Ремарк в Голливуде: как снимали кино по романам великого пацифиста Ремарк в Голливуде: как снимали кино по романам великого пацифиста

Кинокритик вспоминает историю экранизаций Ремарка

Правила жизни
Открыть в приложении