Гоша Острецов вспоминает жизнь художников советского андеграунда

СНОБКультура

Художник Гоша Острецов: «Искусство — это иллюзионизм»

До 18 июля в галерее a-s-t-r-a можно увидеть коллективную выставку «Мир идей» объединения VGLAZ, основанного художником Гошей Острецовым. Специально для «Сноба» Гоша Острецов вспоминает жизнь художников советского андеграунда.

Беседовала Юля Крюкова

1_pKpdVYa.jpg
Гоша Острецов. Фото: пресс-служба галереи a-s-t-r-a

Художником Гоша Острецов осознал себя в очень юном возрасте во многом благодаря профессии родителей: мама — искусствовед, отец — грузинский художник Элгуджа Амашукели. И хотя с отцом Гоша познакомился в 22-летнем возрасте, оказавшись в Париже, — вскоре после рождения сына Элгуджа Амашукели эмигрировал во Францию — обаятельный образ «художника» всегда сквозил в семейных разговорах. Но не только это. В детстве Гошу увлекало искусство графики и в частности мультипликация — среди фаворитов, например, был французский журнал комиксов Pif Gadget, который его маме удавалось доставать для сына, несмотря на ограничения советского периода. Среди любимых художников того времени — датский карикатурист Херлуф Бидструп и немецкий мастер Альбрехт Дюрер.

Профессиональная карьера в искусстве Гоши Острецова началась с учебы в Театрально-художественном училище при Большом театре в Москве. Тогда же пришло и разочарование в официальной системе образования: по словам Гоши, в этом не было «правды» — никто из преподавателей училища, которые так много говорили о школе Павла Чистякова и графическом наследии XIX века, не мог на самом деле даже приблизиться к мастерству того уровня, довести рисунок «до звона».

Ту самую художественную «правду» Гоша Острецов отправился искать в субкультурах: он тесно взаимодействовал со всевозможными неформальными группировками, среди которых были, например, хиппи и панки. Знакомство с художником Анатолием Журавлевым и разговоры с ним о проблемах современного искусства привели Гошу в объединение «Детский сад», которое называлось так, потому что художники, которые в него входили, работали сторожами в детском саду. Позже он встретил близких ему по духу художников и, по признанию самого Гоши, настоящих учителей — Николая Филатова, Андрея Ройтера, Олега Котельникова, Тимура Новикова, участников арт-группы «Мухоморы». Вхождение в круг андеграундного искусства случилось окончательно и бесповоротно: из училища Гоша Острецов был отчислен за непосещаемость и несоответствие общепризнанным нормам образовательной системы. 18-летний юноша Острецов уже показывал свои работы в знаменитом выставочном зале для неформального искусства на Большой Грузинской. На вопрос о том, каким его искусство было в тот период, Гоша отвечает лаконично и просто: «диким». По признанию художника, во время переезда во Францию он «сжег все мосты» и сам никак не пытался сохранить работы, созданные в 90-е годы. И все же одна крупноформатная работа раннего периода попала в собрание Третьяковской галереи благодаря коллекционеру неофициального советского искусства Леониду Талочкину.

2.jpg
Гоша Острецов. «Пора сливать масло». 2023 год. Фото: пресс-служба галереи a-s-t-r-a

В 90-е годы Гоша Острецов переехал в Париж с женой-француженкой, с которой познакомился в России. Во Франции он встретился со своим отцом и на ближайшие три года обосновался в его мастерской: начинается новая глава в его творческой биографии за пределами взрастившего его российского андеграунда, бунтарскую эстетику которого, впрочем, он пронес и в европейский контекст. Впереди его ожидала встреча с британским коллекционером Чарльзом Саатчи, которому он помогал с выбором художников для его собрания русского современного искусства в Лондоне, работа с французскими модельерами Жан-Шарлем де Кастельбажаком и Жан-Полем Готье, а еще знакомство с бельгийским кутюрье Мартином Маржелой и японским дизайнером Такадой Кензо.

Спустя 10 лет жизни во Франции Гоша Острецов вернулся в Россию 2000-х. Там его ожидала встреча с его будущей женой художницей Людмилой Константиновой: тогда она была студенткой МАРХи и искала единомышленников для того, чтобы создавать комиксы. Людмила расклеила объявления, в которых приглашала художников, интересующихся комикс-культурой, присоединиться к ее проекту — на одно из таких объявлений и откликнулся Гоша Острецов. Сейчас они воспитывают четырех детей.

Мы встречаемся с Гошей Острецовым в его мастерской, которая оказывается порталом в совсем другой мир. Монотонная серость московских панелек остается за стенами студии. Гоша проводит экскурсию и с особой городостью показывает столярную мастерскую, в которой создает свои фантастические объекты из дерева. Руками, запачканными краской, Гоша разливает чай, и мы начинаем разговор.

Как выглядела российская арт-сцена в 80–90-е годы? Какое место как художник вы на ней занимали?

Арт-сцену того времени представляли художники — идеологи новой жизни, глобального обновления. Это все удачно наложилось на перестройку. Время подсказывало, что происходит кардинальный слом эстетики.

В конце 80-х годов благодаря художникам из Петербурга — Тимуру Новикову, в частности — в России появилась культура «новой волны», известная как New Wave на Западе. У искусства, которое существовало прежде, включая московский концептуализм, была одна главная цель — борьба с режимом, переосмысление, высмеивание, разоблачение его маркеров, превращение их в пустой анекдот. Это было искусство, рефлексирующее на тему политической повестки. У художников новой волны была несколько иная цель — борьба за свободу. Главная концепция: апроприация пространства. Отсюда работы Тимура Новикова на тканях, в которых было заложено высказывание «я свободен, я могу сделать гигантскую работу на полотне, потом сложить ее и положить в карман». И все это не важно, потому что форма художественного высказывания может быть какой угодно — хоть коллаж, хоть какой-то надувной объект, искусство может существовать на самых разных нетрадиционных медиа. Мы в то время презирали холсты, масляные краски, считали, что все это больше для традиционных бородатых художников.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лагерные бараки, бандитская любовь и потомственная печница — какое кино показали на фестивале «Маяк» Лагерные бараки, бандитская любовь и потомственная печница — какое кино показали на фестивале «Маяк»

Фильмы «Маяка», которые точно стоит увидеть

СНОБ
Первый-второй. О классовом делении в современном обществе Первый-второй. О классовом делении в современном обществе

«Зачем стремиться к лучшему и что это такое — лучше?»

СНОБ
«История как наука и политика: Эксперименты в историографии и Советский проект» «История как наука и политика: Эксперименты в историографии и Советский проект»

Как Вавилов стал посредником между научным сообществом и большевиками

N+1
Мифы об известных писателях Мифы об известных писателях

10 самых популярных заблуждений, в которые верят даже начитанные интеллектуалы

Maxim
45 способов изменить жизнь. Выберите для себя хотя бы 10 45 способов изменить жизнь. Выберите для себя хотя бы 10

Список привычек, которые помогают жить более полной, яркой и счастливой жизнью

Psychologies
Эпоха возрождения Эпоха возрождения

В Мозамбике после гражданской войны восстанавливают Национальный парк Горонгоза

Robb Report
Неандертальцы умели молоть муку. Возможно, люди 40 тысяч лет назад научились этому у них Неандертальцы умели молоть муку. Возможно, люди 40 тысяч лет назад научились этому у них

Задолго до изобретения сельского хозяйства люди уже умели молоть зерно в муку

ТехИнсайдер
Хлеб, розы, химеры и секс: о чем говорили женщины-режиссеры на Каннском кинофестивале Хлеб, розы, химеры и секс: о чем говорили женщины-режиссеры на Каннском кинофестивале

Пять картин от женщин-режиссеров, которые нельзя пропустить

Forbes
Кто счастливее: семейные или одинокие люди — 4 главных мифа Кто счастливее: семейные или одинокие люди — 4 главных мифа

Действительно ли, что наличие постоянных отношений — залог успешной жизни?

Psychologies
Ни в коем случае не пейте это в жару: топ-5 обезвоживающих напитков Ни в коем случае не пейте это в жару: топ-5 обезвоживающих напитков

Напитки, которые могут не помочь утолить жажду, а, наоборот, усилить её

ТехИнсайдер
«Не сотвори себе кумира»: почему сериал «Кумир» — идеальный пример того, к чему приводит игнорирование конструктивной критики «Не сотвори себе кумира»: почему сериал «Кумир» — идеальный пример того, к чему приводит игнорирование конструктивной критики

За что сериал «Кумир» уже получил разгромную критику по всему миру

Правила жизни
Каждые два ребенка из ста — аутисты Каждые два ребенка из ста — аутисты

Научные исследования о природе возникновения и возможностях лечения аутизма

Наука
Достойный поклонения Достойный поклонения

Летнее путешествие в легендарный город позволит вам не только отдохнуть

Отдых в России
Выжимаем соки из ПК: разгон видеокарты Выжимаем соки из ПК: разгон видеокарты

Как повысить производительность компьютерного железа?

CHIP
Вошли в династию: как выглядят мужья и жены детей знаменитых актеров Вошли в династию: как выглядят мужья и жены детей знаменитых актеров

Избранники и избранницы, которые вошли в знаменитые актерские династии

VOICE
Братья наши равные Братья наши равные

Как президент США хотел защитить природу, а оказалось, что не от кого

Weekend
Летняя проблема Летняя проблема

О чем может сигнализировать повышенная потливость

Лиза
Виртуальный доллар: зачем банки сохраняют счета физлиц в «токсичных» валютах Виртуальный доллар: зачем банки сохраняют счета физлиц в «токсичных» валютах

Девалютизация банковской системы не заставила банки вывести доллары и евро

Forbes
Участники форума «Завтрак шефа» — о локальных продуктах и трендах Участники форума «Завтрак шефа» — о локальных продуктах и трендах

Шефы — об импортозамещении и локальных продуктах

РБК
Психостимуляторы оказались бесполезны при решении задачи о рюкзаке Психостимуляторы оказались бесполезны при решении задачи о рюкзаке

Повышение когнитивных усилий нивелировалось снижением их качества

N+1
Человек, который не стал Гарри Поттером. Отрывок из романа Давида Фонкиноса Человек, который не стал Гарри Поттером. Отрывок из романа Давида Фонкиноса

Глава из романа о провале, который оказался вдохновляющей историей преодоления

СНОБ
Токсичная продуктивность и «успешный успех»: как выжить в культуре спешки Токсичная продуктивность и «успешный успех»: как выжить в культуре спешки

Почему же мы так часто выбираем гонку за карьерой, забывая о себе?

Psychologies
Внутри астероида Итокава найдена обычная соль — и эта находка уникальна Внутри астероида Итокава найдена обычная соль — и эта находка уникальна

Почему ученых так взволновал самый заурядный хлорид натрия?

ТехИнсайдер
Ростов, Ельцин, монстр: какой получилась книга Андрея Подшибякина «Последний день лета» Ростов, Ельцин, монстр: какой получилась книга Андрея Подшибякина «Последний день лета»

Книга, которая погрузит слушателя в лихие ростовские 1990-е

Правила жизни
Самая массивная черная дыра: абсолютный чемпион Самая массивная черная дыра: абсолютный чемпион

Чемпион среди черных дыр — его масса превышает массу Солнца в 40 000 000 000 раз

ТехИнсайдер
Вот это квас! Вот это квас!

Утолить жажду, приготовить окрошку или ботвинью

Лиза
Золотое сечение Золотое сечение

5 советов от дизайнера, как улучшить интерьер с помощью формулы гармонии

Лиза
Узнайте удивительную историю этой фотографии! Как американец стал “человеком-спутником” Узнайте удивительную историю этой фотографии! Как американец стал “человеком-спутником”

Как человек совершил первый выход в открытый космос без страховочного троса

ТехИнсайдер
Путешествия по стране могут стать драйвером экономики Путешествия по стране могут стать драйвером экономики

Туристическая отрасль получила шанс на динамичное развитие

РБК
Следующая станция — Дубай Следующая станция — Дубай

Как не потеряться в «четвертой столице» России и найти там своих

СНОБ
Открыть в приложении