Как 23-летние близнецы из уральского поселка завоевали миллионы подписчиков в TikTok и привлекли внимание Lay's и Лепса
Ни тяжелый физический труд, ни игра на гитаре, ни p2p-кредитование не приносили братьям Верзаковым желанных денег и признания. Тогда они решили стать блогерами. Сегодня на аккаунт близнецов в TikTiok подписаны 5,5 млн человек, а музыкальные пародии на известные мультфильмы за неполный год принесли им 1,5 млн рублей
У 23-летних братьев-близнецов Артема и Кирилла Верзаковых, номинантов в рейтинг Forbes «30 до 30» в категории «Новые медиа», была одна мечта на двоих: стать бизнесменами и много зарабатывать. Первые эксперименты они начали еще в средней школе и за несколько лет перепробовали с десяток видов деятельности — копали ямы и учили детей играть на гитаре, снимались в ток-шоу на «Первом канале» и торговали поясами для похудения. Летом 2019-го братья, наконец, нашли выгодное применение своим талантам — завели аккаунт в TikTok, где стали выкладывать покадровые пародии на популярные мультфильмы. Симпатичные «накаченные дядьки» в самодельных костюмах, изображающие слонов, котят и маленьких девочек, быстро завоевали армию поклонников: сегодня на близнецов подписаны 5,5 млн человек, их ролики набирают сотни миллионов просмотров. И несмотря на то, что серьезных денег Верзаковы пока не зарабатывают, у них большое будущее — как только они поставят на поток работу с рекламодателями или начнут сотрудничать с продюсерами, социальный капитал конвертируется в реальный, уверены участники рынка.
Авантюристы из Ачита
Близнецами быть непросто, в один голос говорят Артем и Кирилл. С самого детства они соревновались, «чтобы быть не хуже друг друга»: в учебе, спорте, музыке. Но соперничество шло только на пользу: братья все время делали что-то новое — и делали это вместе. В 9-м классе они твердо решили, что станут бизнесменами. Прочитали массу книг: от научно-популярных трудов американского предпринимателя Роберта Кийосаки до прикладных пособий по инвестированию. Вдохновленные, начали копить стартовый капитал, чтобы в 18 — когда по закону уже можно открывать юрлицо — запустить свое дело.
«Когда Машу из «Маши и Медведя» играет двадцатитрехлетний качок — это не может не вызвать как минимум любопытства»
Возможностей заработать в родном поселке Ачит, что в 200 км от Екатеринбурга, было немного. Братья окончили музыкальную школу и стали преподавать игру на гитаре в местном доме культуры — это приносило каждому по 2000 рублей в месяц. Параллельно нанялись разнорабочими: копать ямы, колоть дрова, чистить снег. За это платили еще меньше: от 150 рублей за разовую подработку до 1000 рублей за целый день тяжелого труда. Мама-главный бухгалтер в небольшой компании и папа-директор ЖКХ в поселке стремление к самостоятельности сыновей поддерживали. «Мы всегда копили на все сами, даже первые телефоны во втором классе купили на скопленные с дня рождения деньги. Потом хотелось больше — телефон новый, mp3-плеер, электронную книгу, гитару. Просто даже мысли не возникало попросить у родителей. Приходилось зарабатывать», — делится Кирилл.
К ноябрю 2014 года, когда наступил долгожданный 18-й день рождения, братьям удалось скопить 20 000-30 000 рублей. Деньги вложили во входящее тогда в моду p2p-кредитование, когда физические лица дают взаймы физическим лицам через специализированную площадку-посредника. Деятельность МФО, к которым такие сервисы относились, начала регулироваться только в конце 2014 года, p2p-кредитование никак отдельно не регламентировалось, поэтому братья честно называют первый бизнес-опыт «сомнительным».
Они вложили все накопленное в кредитную сеть «Вебтрансфер» и заработали около 70 000 рублей — больше, чем в месяц получали оба родителя. Но удача довольно быстро отвернулась от них: на фоне кризиса платформы начали задерживать выплаты и закрываться одна за другой. Братья успели вывести 30 000 рублей, а остальное безвозвратно потеряли.
Горечь утраты скрасил переезд в Екатеринбург — Верзаковы поступили в Уральский государственный экономический университет. Кирилл учился управлению недвижимостью, а Артем — международному менеджменту. 16 000 рублей на двоих, которые ежемесячно выдавали родители, хватало на еду и тусовки в общежитии: было не до бизнеса. Верзаковы стали местными звездами — их фотографии использовались в рекламе университета на уличных билбордах, в метро и на официальном сайте вуза. Братьев приглашали на местное телевидение и однажды даже позвали на «Первый канал» в шоу «Давай поженимся» (там они играли сватов) — редакторы программы сами нашли их во «ВКонтакте» и оплатили билеты до Москвы.
«То, какую нишу они заняли, — за это им большой респект. Это идея, созданная на коленке»
На втором курсе братья возобновили бизнес-поиски. Таргетированная реклама во «ВКонтакте» «подсунула» онлайн-курс про торговлю с Китаем. Чтобы собрать стартовый капитал, Верзаковы распродали ненужные вещи: велосипеды, гантели, боксерскую грушу — и выручили около 20 000 рублей. На оптовую прямую закупку из КНР не хватало, поэтому они закупили китайские товары с доставкой до Екатеринбурга на московском рынке «Садовод». Покупали «всякую фигню»: детские часы с трекером, картонные очки виртуальной реальности для смартфонов, пояс для похудения.
Зарегистрировали ИП на Артема и завели аккаунт на «Авито». Продавали товар с 300-400 рублями наценки, развозили покупки сами — после учебы на общественном транспорте. К тому времени братья отказались от финансовой поддержки родителей, и заработанного еле-еле хватало на еду и закупку новых товаров.
Такая жизнь мало походила на историю успешных бизнесменов. За полгода Артем и Кирилл заработали 200 000 рублей выручки, но в плюс так и не вышли. Распродали «китайский хлам», зафиксировали 20 000 рублей убытков и решили идти дальше.
Реальный бизнес
На новую бизнес-идею Артема натолкнул блог о хендмейд-товарах в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), в котором среди прочего учили выжигать по дереву. Братья погуглили и выяснили, что для промышленного выжигания нужны специальные станки, принцип работы которых напоминает принтер, только вместо бумаги фанера, а вместо чернил — разогретая проволока. Стержень с раскаленной проволокой перемещается по доске и без участия человека выжигает картину по заданному рисунку. В Екатеринбурге подобный прибор стоил 60 000 рублей. Верзаковы нашли умельца в Украине, который собрал такой же за 16 000 рублей. В марте 2017-го они начали продавать доски с выжженными рисунками — преимущественно портретами, сделанными по фотографии, которые обычно заказывали в качестве подарка.
Станок поставили прямо в двухместной комнате в общежитии и во время пожарных проверок накрывали его покрывалом или прятали под кровать