«Истории о женщинах в дефиците»: Василиса Кузьмина о пути в режиссуре и фильме «Ника»
Советский ребенок-вундеркинд, поэтесса Ника Турбина, уже в 8 лет издала первый сборник — предисловие к нему написал Евгений Евтушенко. Но на смену быстрой славе пришли трудная жизнь и смерть в 27 лет — судьбе взрослой Ники посвятила свой режиссерский дебют Василиса Кузьмина. Forbes Woman поговорил с Василисой о том, чем ее привлекла история поэтессы и сложно ли женщине в России прийти в режиссуру, которую многие считают мужским делом.
Василиса Кузьмина — режиссер биографической драмы «Ника» о маленькой поэтессе Нике Турбиной, вышедшей в 2022 году. Главные роли в «Нике» сыграли Лиза Янковская и Анна Михалкова, продюсером фильма выступил Федор Бондарчук. Мы поговорили с ней о стереотипных женских образах в российском кино и новых возможностях для молодых девушек реализовать себя в режиссуре.
— Вы женщина-режиссер, которая окончила МГИМО, но если загуглить «Василиса Кузьмина», то поисковые системы сообщат, что вы актриса. Как так вышло?
— Да, я достаточно долго искала себя. В 15 лет я поступила в МГИМО на экономический факультет. В магистратуру уехала в Колумбийский университет. Но уже в Нью-Йорке поняла, что это вообще все не мое. Каждый день я ходила на Бродвей, пересмотрела все — каждый день Мерил Стрип, Аль Пачино и прочие в метре от тебя. И возвращаясь, я уже понимала, что подарю диплом родителям и скажу: «Спасибо большое. Было классно». Тогда я твердо решила посвятить себя творчеству. Чтобы поступать на режиссуру, мне еще не хватало уверенности в себе, казалось, что режиссер — это какой-то очень умный взрослый человек с большим бэкграундом. Тогда я посмотрела, что нужно на актерский: стихотворение, проза, басня. В «Щепке» меня отправили на финальный тур сразу после прослушивания.
— Что дало вам актерское образование и почему актрисой вы все же не стали?
— Сейчас я могу сказать, что все, что я могу в режиссуре, благодаря актерскому факультету. Потому что режиссерская задача номер один — это артист. Все об этом забывают. Дальше уже ощущение визуальности, кадра. Но тут талантливый оператор вам в помощь, а с актерами работает только режиссер. Поэтому я очень благодарна институту. Но к четвертому курсу я стала понимать, что мне хочется большего, а главное, мне стало страшно, потому что актер — ведомая профессия. Все время кастинги, все немножко через унижение собственного достоинства. Я сходила на один кастинг в своей жизни, это был неприятный опыт. Кастинг-директор сказала, что с моей внешностью нужно сниматься в арт-хаусе, а не на «Первом канале».
Я приняла решение, что это больше не повторится, — такие переживания не для моей психики. Примерно в это же время я узнала, что «Яндекс» устраивает конкурс на производство короткометражек для дебютантов и победителей будут поддерживать большие компании: BAZELEVS, Hype Production. Я написала сценарий про искусственный интеллект под рабочим названием «Алиса». Через какое-то время после питчинга мне звонят и говорят: «Тимур Бекмамбетов хочет продюсировать ваш проект. Вы согласны?» Я отвечаю: «Загляну в ежедневник. Да, я согласна».
При подготовке проекта я поняла, что у меня недостаточно компетенций, чтобы быть режиссером. Так я решила поступать в киношколу Федора Бондарчука на режиссуру.
— «Ника» — ваш дипломный проект в школе «Индустрия», Федор Бондарчук значится продюсером фильма. Сценарий тоже ваш. Как вы его писали?
— Начался локдаун, с «Никой» я жила уже года полтора, материал был набран, были даже какие-то сцены в голове, но ничего не было обличено в форму. Я просто приехала к Юле Гулян, своему постоянному соавтору, в первый день локдауна и сказала: «Ну все, у нас больше нет причин этого не сделать». С Юлей мы познакомились на питчинге короткометражек в «Яндексе», она работала в BAZELEVS и замещала на конкурсе Бекмамбетова, то есть мой сценарий «Алиса» выбрала как раз она. И мы очень подружились. У нас похожие вкусы в музыке и в кино, жизненные ценности. Это вообще самое главное. Мы поколение, воспитанное на «Симпсонах» и «Гарри Поттере», которые и научили нас правильно дружить.