Исследовательница измен смотрит сериал «Почему женщины убивают» — и рассказывает, как изменяют в России
Популярный сериал о том, до чего могут довести предательства в семье, разбирает приглашенный преподаватель магистерской программы НИУ ВШЭ Марина Травкова — и заодно рассказывает, как эволюционировал к 2019 году институт брака и почему, несмотря на все перемены, он по-прежнему дается парам очень тяжело.
Сериал CBS «Почему женщины убивают» собирает полярные рецензии и комментарии. Его придумал Марк Черри — шоураннер хита «Отчаянные домохозяйки», который вошел в историю поп-культуры как всеобъемлющее восьмисезонное исследование особенностей взаимоотношений женщин друг с другом и как первый популярный сериал, где действие происходит в скучном пригороде силами подчеркнуто обыкновенных героев. На этот раз Черри решил разобраться в феномене измен. Он сфокусировал внимание на женщинах трех разных рас и из трех разных эпох. Героини живут совершенно разной жизнью, но у них есть кое-что общее: их партнер им изменяет и тем самым провоцирует на деструктивные действия. Критик Esquire Анна Сотникова увидела в сериале эксплуатацию женской мести и неудавшуюся попытку показать women empowerment. На этот раз мы попросили посмотреть сериал Марину Травкову — практикующего психолога, системного семейного психотерапевта, специалиста по работе с парами, которая в данный момент работает над книгой о том, что делать, если изменяете вы, изменяют вам или вы третья сторона процесса.
Действие сериала разделено по эпохам: 1960-е, 1980-е и наши дни. Что объединяет разных женщин во все эти времена, кроме того что им изменяли?
Они проживают три разных варианта эгалитарного брака — такого, в котором партнер и партнерша выбирают друг друга добровольно, входят в отношения по своему выбору. Идея романтической любви объединяет все три пары. В 1960-х — женщина верила в контракт: если она честно и праведно выполняет свою женскую традиционную роль, то взамен она получает любовь и верность от партнера, чего на самом деле не происходит. (И чего чаще всего и не происходило.) Это и вызывает гнев.
У героини из 1980-х первые два брака были социальным лифтом, но вот третий — по любви, и тут начинается ее эмоциональная уязвимость, вот тут ей больно. Ей тоже важно быть для кого-то единственной, такой, за которую можно убить. Тоже контракт на романтическое чувство и его атрибуты — единственность, уникальность.
Третья пара самая интересная в этом плане, потому что в ней инверсия «традиционных» ролей: девушка является основным «добытчиком мамонта», а мужчина выполняет роль домохозяйки (и не очень успешно). Однако и этот брак заключен на идеях верности и избранности и следовании общим принципам — открытых отношений. Об этичной немоногамии говорят, что она пытается примирить романтическую форму отношений с невозможностью сохранить в них сексуальность. Но и женщина, которая создала отношения не просто выбрав партнера, но и организовав весь дизайн своей семейной жизни, и она не получает от счастья брака, он превращается для нее в обязательство, где она дает и не получает. Даже отношения, задуманные как честные, чтобы не нужно было изменять, все равно не минуют измены.
И в итоге для всех брак оказался обманом. Почему так?
Жертвой такого обмана однажды бываем мы все. Мы все однажды обнаруживаем, что нам обещали любовь, поддержку, страстный секс, понимание, отличного отца детям, прекрасного мужа, друга, и в один прекрасный день что-то из этого списка или все — не так. Беда в том, что исторически брак был институтом не для любви, а для выживания, не для сексуальной эксклюзивности, а для продолжения рода, а когда в эту рамку пришли в конце XIX века романтическая идеализация партнера и сексуальная эксклюзивность — рамка начала трещать по швам и приобретать разные формы. Поиск оптимальной формы идет до сих пор, и, видимо, для каждой пары он свой.
А что можете сказать про женщин, которым изменяют и которые решают отомстить неверным?
Начнем с того, что и эгалитарный брак, и наши новые тенденции возврата к «традиционным ценностям» предъявляют разные требования к мужчине и женщине, поддерживают поляризацию полов: что можно одним, нельзя другим. Женский гнев не приветствуется, а во многих случаях он просто опасен для самой женщины, потому что можно получить реакцию насилия от партнера, который сильнее тебя физически. Но он есть. Он может выражаться даже в том чрезмерном старании, с которым женщины порой выполняют нелюбимые домашние обязанности. Когда нельзя сердиться на домашних, можно сердиться на пыль в углу и бороться с ней вместо них. В сериале хорошо отражено, как меняется женский гнев, как меняется его выражение и разрешение на то, чтобы его выражать. Первая героиня олицетворяет собой женщин, которые определяют свою сущность через партнера, ее идентичность задана через «мы», недаром она спрашивает: кто я, если ты исчезнешь? Она долго не была никем, кроме как женой. Ее попытки исправить ситуацию, которые она предпринимает ровно в рамках той парадигмы, которая обещает «будешь послушной и хорошей девочкой — с тобой не случится плохого», разбиваются о первую за много лет и, возможно, единственную действительно важную для нее связь: с новообретенной подругой, в которой она защищает то, в защите чего уже давно отказала себе.