Почему Грета Тунберг — самая настоящая современная героиня
Елена Стафьева — о том, что активизм Греты Тунберг важен для нашего будущего далеко не только из-за климата.
Поразительно, какой объединяющей силой обладает ненависть — куда уж там любви. То есть, конечно, ничего поразительного — мы книжки всякие читали, историю учили, не вчера родились и вообще — но все равно. Впрочем, написать я собираюсь совершенно не про это. А про то, что наш нежно любимый и постоянно обсуждаемый современный мир с его современными ценностями проходит сейчас через вполне поворотный момент. И называется он «Грета Тунберг».
Я также не собираюсь писать про реакцию русских социальных сетей, пользователи которых внезапно узнали про Грету после ее выступления в ООН и дружно ее возненавидели. Либеральная интеллигенция по причине левачества, левая интеллигенция по конспирологическим причинам, все остальные по причине «куда вообще смотрят родители». Ну, а про то, что «у нее психиатрический диагноз», даже и говорить нечего, и так все понятно. Да, разумеется, русский интернет — это отдельное явление, и понятно, что на Западе к Грете и ее активизму относятся несколько иначе. Но очевидно, что и там подспудно есть и то, что здесь пользователи Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) высказывают широко и с детской непосредственностью.
Что еще я не собираюсь тут обсуждать, так это суть дела — а именно взгляды Греты Тунберг на климатический кризис. Верной ли научной позиции она придерживается, не передергивает ли факты, правильно ли все говорит про то, что нужно ограничить потепление на 1,5 градуса по сравнению с доиндустриальным уровнем, или неправильно. Потому что суть ее феномена совсем не в этом.
В связи с Гретой некоторые умудренные годами и жизненным опытом люди стали вспоминать разных других девочек, выступавших перед политиками за все хорошее и против всего плохого, и дошли в этих воспоминаниях чуть ли не до Саманты Смит и ее письма Генеральному секретарю ЦК КПСС Юрию Михайловичу Андропову. И это, конечно, очень показательно — потому что именно такое сравнение и показывает разницу между тем, что было прежде, и тем, что происходит сейчас.