Алексей Южаков, основатель Promobot: «Будущее — за универсальной робототехнической платформой»
Крупнейший в Европе производитель сервисных роботов, российская компания Promobot (портфельная компания Дальневосточного Фонда высоких технологий, созданного при участии РОСНАНО) была основана в 2015 году в Перми. Их роботов можно встретить в музеях, МФЦ, аэропортах, торговых центрах, образовательных учреждениях, банках. Продукция компании представлена в 40 странах мира. С основателем и главой Promobot Алексеем Южаковым мы поговорили о том, что происходит на рынке сервисных роботов и за счёт чего молодой компании из Перми удается конкурировать в такой инновационной отрасли с сильными зарубежными игроками. Дальневосточный Фонд высоких технологий, созданный при участии РОСНАНО, инвестировал в 2020 году в Promobot 200 млн рублей.
Можно ли сказать, что сервисная робототехника активно развивается именно в последнее десятилетие? Почему России удалось выйти на лидирующие позиции в этом сегменте?
Сейчас это, действительно, одно из самых быстрорастущих инновационных направлений, активная статистика и аналитика по нему ведётся примерно с 2012 года. И специалисты подчеркивают, что этот сегмент развивается намного быстрее, чем промышленная робототехника. Но важно понимать, что на этом рынке много разного: промоботы, роботы для частного использования, роботы для медицины и агросектора, для МЧС. Условно, всё, что не входит в промышленную робототехнику, относят к сервисной.
Я ещё в 2015 году говорил, что у нас есть всё, чтобы занять лидирующие позиции в этом сегменте, но тогда в это никто не верил. Посмотрите на «Яндекс», «Лабораторию Касперского», Mail.ru — они смогли стать заметными на международной арене, потому что появились тогда, когда рынок IT зарождался. Такая же ситуация здесь, и у нас уже есть чем гордиться. Мы проводим конференции, на которые приезжают эксперты из Бразилии, Японии, Южной Кореи, Германии, Канады, США. Открыли свою лабораторию на базе пермского политеха, где учатся не только российские ребята, — это тоже говорит об определённом уровне.
$14,1 млрд объём мирового рынка сервисной робототехники в 2020 году.
$50,9 млрд прогнозируемый объём мирового рынка сервисной робототехники в 2027 году.
32% увеличение мирового объёма продаж сервисных роботов за 2019 год.
47% доля медицинской робототехники в продажах сервисной робототехники.
Промышленные и бытовые роботы — это совсем другие технологии? Вы на этот рынок выходить не собираетесь?
Всё больше экспертов считает, что грань между промышленной и сервисной робототехникой будет дальше стираться. На мой взгляд, будущее за универсальной робототехнической платформой, которую можно использовать дома, в сервисных историях, в промышленности. Будет некий магазин приложений, которые можно скачать, кастомизировать под свои нужды. Пока такой платформы нет, идти в нишу промышленных роботов не имеет смысла, она поделена компаниями с колоссальными бюджетами на R& D. Поэтому мы сконцентрировались на сервисной — и у нас здесь всё получается.