Инструмент, а не «бумажка». Зачем и когда вам стоит изменить оргструктуру компании
Для большинства российских компаний оргструктура — просто один из множества внутренних документов. Это такая «бумажка», которую распечатывают и вешают на стену, чтобы новичкам было легче ориентироваться (но она и эту функцию выполнить не может). На деле оргструктура — инструмент для наведения порядка в организации. Рассказываем, как его использовать на полную мощность.
Пирамида «Лукойла», матрица Nestle
Удобно делить оргструктуры на наиболее и наименее адаптивные к внешним обстоятельствам. Например, для некоторых компаний характерно полное единовластие СЕО, а все решения спускаются по цепочке сверху вниз. Такая линейная структура подчинения выглядит как пирамида и практически не адаптивна к внешним воздействиям. Она подойдет компаниям с одним продуктом и узкоспециализированным промышленным предприятиям (например, ее выбрало для себя высшее руководство «Лукойла»).
Наиболее адаптивны дивизиональная и матричная оргструктуры. В них СЕО определяет видение и основное направление стратегии, а выбор путей ее реализации доверяет нижестоящему C-level менеджменту. При таком раскладе команды снизу способны принимать достаточно самостоятельные решения, и это помогает реагировать на внешние изменения без цепочки согласований.
Дивизиональная структура возникла как реакция на недостатки линейной. Они особенно проявляются в компаниях, у которых есть сильно непохожие друг на друга или географически отдаленные подразделения. Быстро управлять ими из одного центра непросто.
Пример компании с дивизиональной структурой — Microsoft. Корпорация состоит из подразделений, каждое из которых отвечает за производство конкретного типа продукции или обслуживание определенной группы покупателей. Отдельно функционирует исследовательский дивизион.
Матричная структура возникла как ответ на необходимость проведения быстрых изменений. Помимо линейного руководителя, здесь появляется новое действующее лицо — руководитель проекта, который ведет продукт от идеи до запуска, поддерживает его развитие и налаживает взаимодействие в команде. В такой структуре условный дизайнер получает задачи как от дизайн-директора, так и от лидера продукта, — поэтому большое значение имеет прозрачная коммуникация.
Матричную структуру часто выбирают IT-компании, крупные производители продуктов питания, некоторые финансовые учреждения, фармацевтические, консалтинговые, инжиниринговые организации. Примеры: General Electric, IBM, Nestle, Citibank.
Зачем вам тратить время на оргструктуру
— Чтобы навести порядок в коммуникации. Из структуры становится понятно, кто чем занят и как строится взаимодействие между отделами и людьми — это в свою очередь помогает вводить в курс дела новых сотрудников и упрощает жизнь текущим. Допустим, если финансовый директор стоит выше остальных топ-менеджеров, значит, он отвечает за большинство решений. Следовательно, все руководители должны иметь с ним регулярные установочные встречи.
— Чтобы сфокусироваться на цели. Тех людей, которые сейчас занимаются наиболее приоритетными задачами компании, выводят «наверх» оргструктуры — и тем самым дают им больше влияния. Скажем, если вам в ближайший год нужно оптимизировать бизнес, то функции операций и финансов следует приоритезировать в оргструктуре. Благодаря этому не возникнет недопонимания и «перетягиваний одеяла».
— Чтобы проанализировать кадровые проблемы. Например, у вас уходят люди из отдела маркетинга, а оставшиеся жалуются на отсутствие мотивации. По оргструктуре вы видите, что это подразделение находится далеко от СЕО, да и вообще отстранено от других. Можно предположить, что сотрудникам, отвечающим за продвижение бизнеса, не хватает влияния на деятельность компании — они не понимают ключевую цель и потому уходят.
Измениться, чтобы не проиграть
Если ваша оргструктура перестала соответствовать стратегии, ее пора менять. Представим две молодые компании, у которых, казалось бы, одна цель — отхватить долю рынка. Но стратегии они избрали абсолютно разные: одна создает максимально дешевый продукт, а другая — борется за пользователей, предоставляя лучшее качество.