«Иконографический беспредел. Необычное в православной иконе»
На некоторых православных иконах встречаются удивительные образы: святой Христофор с головой пса, Богородица с тремя руками и рыбьим хвостом, рогатый пророк Моисей и многое другое. Это значимая часть русской иконописной культуры Средних веков, которая начиная с XVI века оказалась под запретом. Неугодные иконы переписывались или уничтожались, но множество свидетельств существования диковинных сюжетов сохранилось до наших дней. Удивить могут, впрочем, не только древние, но и современные иконы — с танками, изображением техногенных катастроф, политиками и футболистами. В книге «Иконографический беспредел. Необычное в православной иконе» (издательство «Эксмо») культурный антрополог Сергей Зотов рассказывает, как появились наиболее странные, как нам сейчас кажется, сюжеты православной иконы. Оргкомитет премии «Просветитель» включил эту книгу в «длинный список» из 25 книг, среди которых будут выбраны финалисты и лауреаты премии. N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с отрывком, посвященным зверообразным евангелистам.
Химерическая святость
Иногда на православной иконе можно увидеть странных гибридных существ. Например, на этом образе, который называется «Единородный Сыне», в руках у Иисуса находится удивительный голубь с четырьмя головами — птицы, вола, льва и человека. Над каждой из них есть нимб. Как понимать такую зооморфную святость?
Это необычное создание — ангел одного из высочайших чинов под названием тетраморф, то есть «существо четырех видов». Его описание впервые появляется в ветхозаветной книге Иезекииля. В ней пророк в видении узревает самого Господа на колеснице и окружающих ее тетраморфов (херувимов особого вида):
Облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца… И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них — у всех четырех… Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех …ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз» (Иез. 1:5–10, 18).
Это чрезвычайно запутанное описание было сложно визуализировать. Поэтому каждый художник рисовал его по-своему. На Западе тетраморфов могли изображать как четырех парящих рядом друг с другом крылатых существ, окруженных ободьями-колесами, также описанными у Иезекииля (в богословских трактовках это — ангельский чин Престолов). Их ступни напоминали коровьи копыта, у каждого было по четыре головы, но только одна изображалась как «главная». Другие миниатюристы представляли тетраморфа более человекообразным — его «основой» была фигура херувима, к которой с боков крепились все остальные головы. Cтремясь подчеркнуть ангельскую природу тетраморфа и приуменьшить его монструозность, мастера пытались замаскировать три звериные головы, рисуя их как часть прически.