Тимур Бекмамбетов — о том, почему он занимается инновациями

Inc.Бизнес

«Иди туда, где трава зеленая». Интервью с Тимуром Бекмамбетовым, предпринимателем

Текст: Джейхун Мамедов. Фото: пресс-служба Тимура Бекмамбетова

В начале марта кинокомпания Тимура Бекмамбетова «Базелевс» вошла в топ-10 самых инновационных компаний мира в категории «Видео» по версии Fast Company. Занять седьмое место «Базелевс» смогла благодаря успеху формата скринлайф — когда действие фильма целиком разворачивается на экране девайсов. Последние несколько лет Бекмамбетов активно продвигает скринлайф, но это не единственное, чем занимается «Базелевс». Мы поговорили с Бекмамбетовым о том, почему он занимается инновациями, в чем залог предпринимательского успеха и как не врезаться со всей дури в забор будущего.

«Я делал вид, что знаю, что такое скринлайф»

— В идею скринлайфа сначала никто не верил, и вы говорили о скепсисе со стороны профессионалов и людей, которые вас окружали. Почему вы зацепились за этот формат и проповедуете его?

— Кино за последние 30 лет мало изменилось. Фильмы, которые я снимал 20 лет назад — во времена «Ночного дозора», — выглядят так же, как выглядят фильмы сегодня. Невозможно продолжать заниматься творчеством, если ты не в состоянии удивлять себя чем-то новым — формой, задачами, языком. С другой стороны, я стал ощущать огромный разрыв между тем, что волнует людей, и тем, что снимают кинематографисты. Ленивые сценаристы, режиссеры продолжают снимать фильмы про людей в масках, забегающих в банк с ружьями.

Наблюдая прежде всего за собой и за теми, кто живет вокруг меня, я осознал, что все наши основные события [в жизни], самые волнующие, переходят из мира физического в мир цифровой. В нем мы влюбляемся, ссоримся, грабим банки, спасаем, находим преступников. Без рассказа про эту часть жизни не может дальше существовать сторителлинг.

Я обнаружил, что мир поменялся и кино должно следовать за реальностью.

— И вы считаете, что это отдельный жанр, а не трюк в одном фильме?

— Это сначала был трюк, потому что цифровой мир занимал небольшую часть нашей жизни. Я тогда предположил, что этого будет все больше и больше, потому что так удобнее, быстрее, эффективнее.

Сегодня я провожу семь часов перед экраном, говорит мне мой телефон. Скоро будет девять, наверное. Половина событий моей жизни происходит в цифровом мире. Соответственно, в кино про меня как минимум половина [повествования] должна быть показом экрана.

Поскольку на тот момент никто не умел рассказывать истории, показывая экран, я пошел радикальным путем — сказал: мы будем делать фильмы, в которых не будет ничего кроме записи экрана. Это в некотором смысле была провокация, которая стимулировала меня и моих коллег, единомышленников, быстрее развивать этот язык.

— Что вам помогло преодолеть неверие и скепсис? Это упорство, глубокая вера в свою правоту или что?

— Прежде всего, это любопытство. Было, правда, дико интересно. Я думаю, что любопытство — главный драйвер цивилизации. Во-вторых, трезвый расчет. Если посмотреть, как менялись стоимости компаний за последние 20–30 лет, вы увидите, что Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) стоил $1 млн и стал стоить [почти] $1 трлн за 20 лет, а компании, подобные «Газпрому», стоили $200 млрд, а стали стоить $20 млрд. Эта тенденция была видна уже тогда — куда всё движется. И было понятно, что, если цифровые бизнесы растут, если наша цифровая жизнь начинает доминировать, в ней будут и деньги, и люди, и трафик, и внимание, и события жизни — и кто-то должен будет про это все рассказывать.

— Что в итоге? Поменяли люди вокруг вас мнение по поводу скринлайфа?

— Конечно, поменяли. Отчасти нам повезло. Моя репутация позволяет стучаться в двери любого уровня в Лос-Анджелесе и разговаривать с людьми, принимающими решения. И они помогли, пусть и немного, сделать так, чтобы другие отнеслись к этому [скринлайфу] серьезно. Например, Донна Лэнгли, президент Universal, помогла первому скринлайф-фильму Unfriended выйти на большие экраны по всему миру. При стоимости $1 млн картина собрала $65 млн в прокате и попала в двадцатку самых прибыльных фильмов за всю историю голливудского кино. Том Ротман, президент Sony, помог с фильмом «Поиск», который смог подняться ещё выше — собрать уже $75 млн в прокате, тоже при стоимости в $1 млн.

Низкая себестоимость была необходимостью, потому что при таких бюджетах мы могли сами финансировать свои проекты. Поскольку язык [кино] был новый, мы работали с молодыми режиссерами — теми, кто ещё не испорчен съемочным процессом. Я их учил скринлайфу, морочил им голову, делал вид, что я знаю, что это такое.

Мы смогли этот маховик раскрутить. Сегодня у нас есть студии в Лос-Анджелесе, Ливерпуле, в Индии и Южной Корее, в Москве. Это сеть студий скринлайфа, которым мы передаем свой опыт и помогаем запуститься.

«Культ фантазерства, желание перепридумать мир — главное, что ценится у нас в компании»

— В 2019 году вы начали партнерство с Microsoft. В чем оно заключается?

— Это был следующий шаг. Мы, наверное, одни из первых в мире пересекли эту грань: из кинопроизводителя превратились в инновационную IT-лабораторию.

Когда мы начали заниматься новым типом кино, нужны были новые инструменты — те, которых до нас не было. Мы были вынуждены инвестировать время, идеи, деньги в создание технологических продуктов. Поэтому нам нужны были партнеры. Microsoft нам сильно помог созданием платформы на базе Azure и своими связями. Самое, наверное, важное в том, что это нам дало статус компании, которая занимается IT-продуктами, и дальше было легче разговаривать с другими.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Домашние роботы 2.0 — почему андроидам придется пройти семь кругов бюрократического ада Домашние роботы 2.0 — почему андроидам придется пройти семь кругов бюрократического ада

Эволюция робототехники: готовы ли мы морально и юридически к роботам-помощникам?

Inc.
Близкий человек часто обижается: как найти общий язык Близкий человек часто обижается: как найти общий язык

Обида может разрушить самые крепкие отношения

Psychologies
Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку

Как организовать экскурсии по кинопарку, не мешая при этом съемочному процессу

Inc.
Быстрый и богатый Быстрый и богатый

Этот человек сделал одну из самых головокружительных карьер ХХ века

Maxim
Пища для лайков: что такое перформативное питание и как еда транслирует наши ценности Пища для лайков: что такое перформативное питание и как еда транслирует наши ценности

Чем мы рискуем, подчиняя наш рацион заботе об имидже?

Forbes
Как отключить Яндекс Плюс на смартфоне и компьютере Как отключить Яндекс Плюс на смартфоне и компьютере

Как отключить подписку Яндекс Плюс и отказаться от ее продления

CHIP
Миллионер из Аксу: как бывший железнодорожник из Казахстана Иманбек Зейкенов получил «Грэмми» Миллионер из Аксу: как бывший железнодорожник из Казахстана Иманбек Зейкенов получил «Грэмми»

Как обычный парень сделал композицию, которая заняла первое место в чартах

Forbes
6 классических военных стратегий для налаживания семейной и личной жизни 6 классических военных стратегий для налаживания семейной и личной жизни

Как мужчине отстоять свои интересы в паре?

Maxim
Снежана Самохина сыграет сексуальную волейболистку в сериале «Дылды» на СТС Снежана Самохина сыграет сексуальную волейболистку в сериале «Дылды» на СТС

Интервью с Снежаной Самохиной

Cosmopolitan
Составлен портрет российской предпринимательницы: ей под 40, она ИП, зарабатывает до 200 тыс. руб. в месяц Составлен портрет российской предпринимательницы: ей под 40, она ИП, зарабатывает до 200 тыс. руб. в месяц

Портрет женщины, которая руководит собственным бизнесом в России

Inc.
Ценный сотрудник Ценный сотрудник

Важно научиться четко понимать свою реальную ценность на рынке труда

Cosmopolitan
Роботы – снайперы Роботы – снайперы

История роботов-снайперов и их применения

Популярная механика
5 историй из жизни Галины Улановой 5 историй из жизни Галины Улановой

Истории из жизни Галины Улановой, свидетелями которых были личные вещи балерины

Культура.РФ
Какие мускулы у мужчин нравятся женщинам больше всего? Вот что показал опрос Какие мускулы у мужчин нравятся женщинам больше всего? Вот что показал опрос

На какие места твоего тела смотрят женщины?

Maxim
Страна отверженных художников: как россияне создали глобального игрока на рынке цифрового искусства Страна отверженных художников: как россияне создали глобального игрока на рынке цифрового искусства

Rarible — одна из крупнейших площадок на рынке NFT

Forbes
Нырнуть и плыть Нырнуть и плыть

Кейт Уинслет умеет бесконечно верить в свои силы

Glamour
Богатые и перспективные: топ-7 неочевидных мест, где надо искать статусного мужа Богатые и перспективные: топ-7 неочевидных мест, где надо искать статусного мужа

Где встретить по-настоящему своего мужчину

Cosmopolitan
Афантазия обеспечила иммунитет к страшным рассказам Афантазия обеспечила иммунитет к страшным рассказам

Люди с афантазией не боятся страшных рассказов, но боятся угрожающих изображений

N+1
4 вида эпиляции, которые избавят от волос навсегда 4 вида эпиляции, которые избавят от волос навсегда

Можно ли сделать кожу идеально гладкой на всю жизнь и стоит ли игра свеч?

Cosmopolitan
«Хочешь есть — попей воды» и другие популярные фитнес-мифы о голоде и питании «Хочешь есть — попей воды» и другие популярные фитнес-мифы о голоде и питании

Как мифы о голоде и питании угрожают нашему здоровью?

Psychologies
8 женских романов, которые ты прочтешь на одном дыхании 8 женских романов, которые ты прочтешь на одном дыхании

Восемь книг, которые должны тебе понравиться

Cosmopolitan
8 способов незаметно внушить девушке, что она хочет заняться с тобой сексом 8 способов незаметно внушить девушке, что она хочет заняться с тобой сексом

Если это не поможет — ничто не поможет!

Maxim
Королева в серебряной короне: как Эльза Перетти создавала украшения Tiffany более четверти века Королева в серебряной короне: как Эльза Перетти создавала украшения Tiffany более четверти века

Как Эльзе Перетти удалось превратить серебро в предмет обожания миллионов

Forbes
О любви и работе: журналисты Тихон Дзядко и Катерина Котрикадзе в новом сезоне подкаста Forbes «Тандемократия» О любви и работе: журналисты Тихон Дзядко и Катерина Котрикадзе в новом сезоне подкаста Forbes «Тандемократия»

Семейная пара — о том, как совмещают семью и работу

Forbes
Самые первые фильмы ужасов разных стран Самые первые фильмы ужасов разных стран

Впервые «Вий» в России был снят на кинопленку куда как раньше, чем все думают

Maxim
Ни зарплаты, ни отпусков: чем «карьера» жены и матери опаснее обычной работы Ни зарплаты, ни отпусков: чем «карьера» жены и матери опаснее обычной работы

Какой будет жизнь девушки, если она выберет роль жены, отказавшись от карьеры

Cosmopolitan
10 минералов, способных вас убить 10 минералов, способных вас убить

Красивые и безопасные на вид минералы могут быть смертельно опасны

Популярная механика
Конфликт Меган Маркл и Британии: за что все не любят жену принца Гарри Конфликт Меган Маркл и Британии: за что все не любят жену принца Гарри

По каким причинам Меган Маркл вызвала всеобщую ненависть?

Cosmopolitan
Правила жизни Джеймса Каана Правила жизни Джеймса Каана

Правила жизни американского актера Джеймса Каана

Esquire
Любить или воспитывать? Любить или воспитывать?

Почему отсутствие наказания – ещё не вседозволенность

Здоровье
Открыть в приложении