Художница Нана Тотибадзе — о пирах из детства и героях своих работ
В работах Наны Тотибадзе звери проживают человеческие жизни: меняют наряды, влюбляются, хихикают и спешат по делам. Мы напросились в мастерскую художницы, чтобы посмотреть, как в ней все устроено, а также расспросить, с чего все начиналось и куда идет
По коридорам старого фабричного здания на Красном октябре прохаживается серая кошка, на правах хозяйки заглядывая то в ту, то в другую дверь. Сегодня здесь находятся объединенные арт-кластером А53 дизайн-студии и мастерские художников, которые она и осматривает. Одну из студий занимает Нана Тотибадзе, так что в качестве героев на стенах обитают более дикие, но оттого не менее дружелюбные представители семейства кошачьих: гепарды и пумы, львята и пантеры. Все они заняты делом: кто-то чинно восседает на вечеринке с бокалом вина, пока другие в порыве нежности делят один стул на двоих. С ними Нана проводит дни и вечера в тихой мастерской, по ее словам, сильно отличающейся от тех, к которым она привыкла в детстве. Росшая в семье художников, миром искусства она была окружена всегда: «Родители, когда я была маленькая, работали дома. Они переоборудовали одну комнату под мастерскую и там писали. Потом семья начала разрастаться, и они уже начали снимать мастерские. Но мама работала дома еще очень долго, пока не вырастила всех детей. Она так приспособилась: находила себе место и время, и каждый день чуть-чуть рисовала. В общем, у меня была довольно уникальная возможность наблюдать, как работают три абсолютно разных художника. И это не могло быть чем-то сакральным, потому что жили мы нос к носу, так что хочешь не хочешь, а смотришь и запоминаешь».
Наблюдать, впрочем, можно было не только за тем, как мама, папа и дядя работают, но и за тем, как они отдыхают: шумными застольями — равно как умением веселиться и жить в том самом «здесь и сейчас», к которому нас призывают наперебой, — семья Тотибадзе славилась всегда и по-настоящему. «У нас действительно был культ гостей, кутежей и еды. В гости к нам каждые выходные приходили целыми толпами, а мы, дети, не уходили, а сидели за столом и под столом — другими словами, с удовольствием во всем этом участвовали, прыгали, танцевали, пели со взрослыми под гитару. Мне кажется, это нас и сформировало. Мы выросли и теперь тоже любим устраивать застолья, чтобы всем было хорошо, все были сыты и довольны».