Хрупкое эго. Как работать с сильными лидерами
Харизматичный начальник — мечта большинства подчиненных. Но сильные стороны харизматичной личности не искупают минусы такого руководителя, которые могут отрицательно сказаться и на бизнесе в целом, и на карьере сотрудников
Один из главных минусов харизматичных лидеров — их незаменимость. Apple — это Стив Джобс. Найти второго такого же визионера, способного вдохновлять инвесторов, коллектив и пользователей, практически невозможно. Тиму Куку не удается избежать сравнения с основателем компании. Как он ни старается, но за пять лет ему так и не удалось стать полноценной заменой Джобсу в плане значимости. При этом плохим СЕО его назвать нельзя: в этом году капитализация Apple достигла $1 трлн. Однако многие все равно считают, что компания «проедает» наследие Джобса. Такие оценки — результат именно недостатка харизмы, которая необходима руководителю технологической компании, претендующей на роль лидера на рынке.
Смерть или увольнение такого руководителя — серьезный стресс для компании. Конечно, между уходом лидера и провалом нельзя ставить знак равенства, но в такой ситуации, безусловно, возникают риски не только в сфере имиджа, но и финансовых показателей. Сложно представить Tesla без Илона Маска, Tinkoff без Олега Тинькова, да и «Магнит» без Сергея Галицкого уже не тот. Приход же нового визионера, как показывает практика, зачастую сопровождается сменой корпоративного вектора. Этот перелом — серьезное испытание для работников компании и ее бизнес-модели.
Тем, кто в этом сомневается, стоит вспомнить о том, что молодой и харизматичный Александр Македонский собирал империю 11 лет, его полководцы начали делить государство уже на следующий же год после его смерти.
Осторожно: хрупкое эго
Харизматичные руководители очень часто являются ярко выраженными эгоцентриками, требующими к себе повышенного внимания. Стива Джобса включили в пантеон величайших изобретателей, наряду с Эйнштейном и Эдисоном. Однако те, кто общался с основателем Apple лично, утверждают, что он был даже не жестким, а жестоким — доводил важных сотрудников до слез, а тех, кто, на его взгляд, не успевал за динамикой — просто увольнял одним днем. Уничижительные обращения, общение исключительно на «ты» и нарушение личного пространства — таков стиль руководства некоторых наиболее харизматичных бизнесменов. Кроме того, такой лидер может быть злопамятным и использовать силу своей популярности, чтобы отравить жизнь тем, кто, не выдержав такого обращения, уходит.