Шаг вперед
NFT, блокчейн, виртуальная одежда, цифровые аватары и прочие громкие и малопонятные простому смертному идеи и технологии нового времени занимают так много места в информационном пространстве, что за ними бывает сложно увидеть реальные тренды, меняющие индустрию моды прямо сейчас. Исправить положение попыталась Анастасия Углик.
«У нас нет никакого специального желания продавать виртуальные кроссовки по десять евро», – заявил в январе на ежегодной презентации, посвященной планам развития бизнеса, глава концерна LVMH и один из самых влиятельных людей в fashion-индустрии, Бернар Арно. В этом утверждении, вне всякого сомнения, проглядывает желание вставить, пусть и небольшую, но шпильку главным конкурентам из Kering, которые еще два года назад выпустили NFT-кроссовки Gucci похожей стоимости, – впрочем, не только оно. Большие игроки с осторожностью относятся к «прорывным» идеям и технологиям. В том же докладе Арно сформулировал свои глобальные опасения. «Мы живем в реальном мире и торгуем реальными продуктами. Метавселенные с их вызовами и соблазнами могут выглядеть крайне привлекательно, но, прежде чем в них входить, нужно понять, как этот процесс будет работать на практике, иначе легко потерять больше, чем приобрести».
Его скептицизм понятен – Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), может, и сменил имя на Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ), но мы, простые пользователи, не видим особой разницы и деньги пока готовы платить за то, что можно надеть или подержать в руках, а о гардеробе мифических аватаров беспокоимся в самую последнюю очередь. И даже «примерочные» в дополненной реальности, которые уже много лет пытаются внедрить бренды, до сих пор посещаем нечасто. Ведь работают они настолько приблизительно, что не дают четкого представления даже о том, как впишется в отведенный угол диван из IKEA (а у шведского гиганта технологии одни из лучших). Что уж говорить о жакете, топе или платье из вашего вишлиста. Но если мода отказывается делать ставки на инновации, которые гремят в медийном пространстве, что же меняет ее в реальности, пусть даже и не так стремительно, как можно было бы ожидать? Отвечая на этот вопрос, мы вступаем на территорию, где нет или почти нет громких заголовков. Ведь «игра вдолгую» всегда менее эффектна, чем взрывоподобные титанические сдвиги.