Интервью с великим и прекрасным Николаем Усковым

GQОбщество

Николаевская Россия

В честь 20‑летия GQ решил возродить свой самый успешный жанр — первым героем большого интервью Игоря Гаранина и Зинаиды Пронченко стал великий и прекрасный Николай Усков.

Фото: Ваня Березкин. Интервью: Игорь Гаранин, Зинаида Пронченко

ЗИНАИДА ПРОНЧЕНКО: Давайте вот с какой темы начнем: глянец в прошлом и глянец сегодня. Отличия и задачи, которые он сейчас ставит перед собой.

ИГОРЬ ГАРАНИН: Что вообще такое глянцевая журналистика? Есть такое понятие в твоей голове?

НИКОЛАЙ УСКОВ: Безусловно. Это род беллетристики. Очевидно, что люди нуждаются не только в информационной журналистике — более традиционной, но и в некоем осмыслении стиля жизни, каких-то этических категорий. То есть — в разговоре, причем достаточно интимном. Многие глянцевые журналы даже на «ты» обращаются к читателю.

В той или иной степени глянцевая журналистика существовала очень давно. Вы прекрасно знаете, что журнал Tatler выпускался еще в XVIII веке. То есть это довольно старый жанр. В новой России отношение к нему менялось. Сначала было восторженное, и глянцевые редакторы считались такими властителями дум, а сейчас стало скорее сдержанно-скептическое, иногда даже негативное. Но мне кажется, что это дико несправедливо, поскольку на самом деле разговор про всякую ерунду очень важен. Из этой «ерунды» в конечном итоге состоит вся наша жизнь. Она не сводится к экономике, к политике. Есть очень много вещей, о которых надо говорить. В том числе о тех же политике и экономике совершенно другим языком. Я в этом абсолютно убежден, и в GQ это у нас всегда получалось.

Нет никаких тем, о которых нельзя было бы говорить легко и непринужденно. Это такой светский формат разговора, он очень важен. Из этого состоит то, что называется правильным обхождением, хорошим тоном, манерами и так далее. Вот это все России очень нужно, потому что такой разговор, мне кажется, просто формирует человека.

ИГ: Как ты думаешь, откуда такая неприязнь у интеллектуальной элиты, даже у представителей творческой и богемной среды к глянцу? Почему это кажется стыдным?

НУ: Это следствие чрезмерного восхищения глянцем в предыдущую эпоху. То есть люди выросли из этих штанишек, и теперь им кажется, что это что-то постыдное и их компрометирующее. На самом деле я никогда к этому так не относился. Мне всегда казалось, что как чрезмерное восхищение, так и демонизация глянца — и то и другое, в общем-то, ситуация временная.

Очевидно, что развитому обществу без глянца невозможно. Для тех или иных персонажей это признание. Есть шоу-бизнес. Есть opinion-maker’ы. Есть люди, которым хочется что-то сказать, написать колонку. Есть люди, которым хочется это прочесть. Это нормально. Наша жизнь состоит не только из чего-то высокого. Мы все занимаемся шопингом, путешествуем. Life-style, если перевести, то это журналы про жизнь. О чем тогда писать? Что, только Гомера цитировать?! Причем я совершенно не вижу проблемы цитировать Гомера и в глянце.

Сегодняшняя ситуация — несколько искусственная, она закончится, я уверен. Есть нормальное состояние, когда никому в голову не приходит стыдиться того, что ты покупаешь журнал, чтобы выбрать себе брюки. А почему нет? А что здесь такого? Брюки — это что-то низкое? Нет. Мы в них проводим большую часть своей жизни. Это очень важный предмет.

ЗП: Тем не менее в вашу эпоху, как мне кажется, глянец был совершенно другим. Когда Игорь предложил мне выступать с ним дуэтом и интервьюировать разных гостей, то вспомнил о «Философии в будуаре», рубрике, которая была при вас в GQ. Как вам кажется, философия как часть политики осталась в будуаре, исчезла совсем из нашей жизни и из глянца? Или вышла на площади?

НУ: Мы же не случайно придумали такое название, от которого веет XVIII веком. Салонную жизнь не стоит недооценивать. В салонах XVIII века, в салоне мадам де Помпадур, каких-то других дам решались серьезнейшие политические вопросы. Они и сейчас решаются точно так же. Непринужденные разговоры между людьми на светских мероприятиях, на чьих-то днях рождения, свадьбах и так далее — часть большой политики. Так было. Жены как играли, так и продолжают играть огромную роль. Политики выглядят сейчас такими аскетами, служащими общественному благу. Но на самом-то деле мы знаем, что это не так. Они как были хищными животными, так и остались. Вот эти хищные животные, ведущие себя подчеркнуто корректно, произносящие скучные и длинные фразы, канцелярские обороты и так далее, — такие же страстные любовники, как были. И они так же живут биологией, а вовсе не Евангелием. Это люди, которые не меняются. Они были такими во времена Римской империи, в XVIII веке. Такие они и сегодня.

Поэтому мне кажется, что само название «Философия в будуаре» — как раз о том, что самые важные вещи часто происходят там, где ты не ждешь, что они случатся. И почему выбрали именно слово «будуар» — потому что нам хотелось показать, что жизнь состоит не только из политики. Что эти люди — из плоти и крови. Они могут принимать очень важные решения, могут ворочать огромными деньгами, но при этом мы с ними поговорим про интимную стрижку. Например, самая знаменитая статья была с одним миллионером, когда он признался, что бреет волосы на лобке. Это была просто сенсация, хотя чего тут такого. Мне кажется, в этом заключалось обаяние жанра — когда ты показываешь, что это такие же люди, как все.

ЗП: Эти люди, которые принимают важные политические решения и ворочают большими деньгами, — какими они вам кажутся сегодня?

НУ: Они очень сильно отличаются от среднестатистических граждан. В них природное, биологическое начало сильно развито. Нашему виду, да в принципе как и любому виду приматов, свойственно желание захватывать, завоевывать, подчинять себе всех остальных. Эти люди добились в этом наибольших успехов. Они мне ужасно интересны до сих пор. Именно потому, что в них предельно выражена биология нашего типа. Это люди с очень развитым воображением, с очень хорошо подвешенным языком. Которые много думают о том, что происходит с ними и с обществом. Мне кажется, что с ними просто интересно. Они определяют нашу жизнь.

ЗП: Как вам кажется, разве сегодня не изменилось время? Разве не интереснее вместо вопроса про интимную стрижку, который очеловечивает этих людей, задавать им вопрос: доколе?

НУ: Вопрос глубоко философский — «доколе?». Это же процесс, понимаете? В чем драматизм жизни в России сегодня? Существует достаточно ограниченная и замкнутая в себе элита, которая контролирует значительные ресурсы страны и которая ужасно опасается утраты своего эксклюзивного статуса. По разным причинам. С одной стороны, они не очень доверяют народу. И я в этом с ними согласен. Потому что наш избиратель может выбрать неизвестно кого. У нас очень безответственный избиратель. Люди еще не понимают, как много зависит от их решения. Они часто голосуют сердцем, но иногда надо голосовать головой. С другой стороны, есть и страх просто потерять свое эксклюзивное положение, которое базируется на их близости к первому лицу, на каком-то стечении обстоятельств, а вовсе не обусловлено их заслугами.

За последние 20‑30 лет выросла большая часть довольно зрелого хорошего электората, довольно ответственных людей, которые многого уже достигли в жизни, ко многому стремятся. Которые говорят: «А почему это нас не пускают? Мы тоже хотим контролировать финансовые потоки. Хотим управлять. Хотим делать этот мир лучше, наконец». И происходит конфликт — тех, кто не хочет уходить, и тех, кто хочет их сменить.

Этот конфликт поколений происходит в истории всегда. Одни уже достигли многого и хотят сохранить как можно дольше свое положение, а другие хотят все поменять и сами сесть в эти кресла. Это нормально. Мне кажется, не надо драматизировать сегодняшний момент. Рано или поздно те, кто мечтает, воплотят мечты. Они сядут в эти кресла и поймут, что у них все получилось. И будут не пускать следующее поколение. Как в сказке Шварца про убить дракона.

ИГ: Это новое поколение — оно другое по многим причинам. Сейчас происходит некий тектонический сдвиг, и мы все удивляемся, не понимаем. Несмотря на все их амбиции занять эти кресла, они довольно равнодушны к статусу, к брендам. Я вижу даже на собеседованиях с молодыми людьми: они приходят в такое престижное место работы, как Condé Nast, с запросом: «А что вы дадите мне? Чем моя личность обогатится?» С таким посылом дойдут ли они до заветных кресел? Хватит ли у них потенциала, тщеславия, чтобы добиться успеха?

НУ: Был такой студент-бунтарь Хавьер Солана, участвовал в протестах, был на баррикадах. Наверное, тоже говорил, что статус для него ничего не значит. А потом в возрасте пятидесяти с чем-то лет возглавил блок НАТО.

Меняются какие-то ценностные ориентиры, но остается биологическое — не случайно я про биологию говорил в самом начале — остается потребность лидеров подавлять, завоевывать и захватывать. Даже если эти люди будут ходить в худи всю свою жизнь… В худи тоже можно сидеть на троне. И мы знаем много прецедентов. Ну, скажем, Николай II ходил в перьях и расшитом золотом мундире. Сталин ходил в очень скромном френче. Но по своему статусу они очень похожи. Можно переодеваться, но не стоит упускать из виду внутреннее содержание людей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сергей Мавроди Сергей Мавроди

Правила жизни Сергея Мавроди

Esquire
Как одежда превращает тебя в старуху Как одежда превращает тебя в старуху

Что такое возрастной потенциал одежды и как не дать ему добавить тебе годков

Cosmopolitan
Как примириться с февралем? Как примириться с февралем?

Вместо Пушкина нужно взять томик Фроста

GQ
Бег без препятствий Бег без препятствий

Плюсы и минусы бега

Здоровье
Я – Янковский Я – Янковский

Ивану Янковскому уже пророчат место главного артиста страны

Esquire
Чувство юмора, лоск и бережливость: вся правда о французских мужчинах Чувство юмора, лоск и бережливость: вся правда о французских мужчинах

Какие они, французские мужчины?

Psychologies
Его время Его время

Николас Холт: о стремительном настоящем времени и непредсказуемом прошлом

GQ
Звездные дети, похожие на своих знаменитых родителей как две капли воды Звездные дети, похожие на своих знаменитых родителей как две капли воды

Наследники этих знаменитостей выглядят в точности как их звездные родители

Cosmopolitan
Самый быстрый Килиан Самый быстрый Килиан

Килиан Мбаппе – один из самых многообещающих игроков в современном футболе

Esquire
Жизнь коротка. Эссе Пола Грэма о вещах, на которые нужно перестать тратить свое ограниченное время Жизнь коротка. Эссе Пола Грэма о вещах, на которые нужно перестать тратить свое ограниченное время

Действительно ли жизнь коротка, или мы просто жалуемся на ее конечность?

Inc.
Тревожные и одинокие Тревожные и одинокие

Как длительная удаленная работа сказывается на психологическом состоянии

РБК
Между ними тает лед! Пять удивительных историй любви российских фигуристов Между ними тает лед! Пять удивительных историй любви российских фигуристов

Фигурное катание не зря называют самым романтичным видом спорта

Cosmopolitan
Песня про счастливого Песня про счастливого

Не более полутора минут – столько уйдет на чтение этого рассказа

Esquire
Что такое виниры и стоит ли их устанавливать Что такое виниры и стоит ли их устанавливать

Эксперты: в чем плюсы и минусы виниров и кому можно их ставить?

РБК
Собачье сердце Собачье сердце

Когда собаке может понадобиться зоопсихолог

Tatler
Новая татуировка + вода: насколько они совместимы и другие волнующие вопросы Новая татуировка + вода: насколько они совместимы и другие волнующие вопросы

Если сделал татуировку, важно учесть несколько нюансов, принимая душ

Playboy
Бутан от заката до рассвета Бутан от заката до рассвета

Другой Бутан, доступ в который открыт немногим

Вокруг света
Принц и бунтарка из народа: история любви короля Испании и его супруги Летиции Принц и бунтарка из народа: история любви короля Испании и его супруги Летиции

Не только британская королевская семья пользуется популярностью во всем мире

Cosmopolitan
«Земля кочевников»: потерять все, чтобы найти себя «Земля кочевников»: потерять все, чтобы найти себя

«Лучший способ обрести свободу — стать тем, кого общество называет бездомными»

Psychologies
Наталия Репина: Жизнеописание Льва Наталия Репина: Жизнеописание Льва

Глава из романа «Жизнеописание Льва» о современном юродивом

СНОБ
Нам нужна одна легенда Нам нужна одна легенда

Игорь Гулин о фильме «Белорусский вокзал» и травме отсутствия слов

Weekend
Вампиры учатся кусать: что не так с набирающим популярность сериалом Вампиры учатся кусать: что не так с набирающим популярность сериалом

Почему «Пищеблок» пытается снова вернуть нас в прошлое?

Esquire
Античную Гимеру защитили от карфагенян наемники Античную Гимеру защитили от карфагенян наемники

Исследователи проанализировали человеческие останки из могил V века до нашей эры

N+1
Как я живу на 130 тысяч в месяц: история программистки из Ростова-на-Дону Как я живу на 130 тысяч в месяц: история программистки из Ростова-на-Дону

Как живет ростовская программистка с бюджетом 130 тысяч в месяц

Cosmopolitan
«Нет смысла сидеть в России»: как сооснователь Starta Ventures Алексей Гирин помогает стартапам развиваться в США «Нет смысла сидеть в России»: как сооснователь Starta Ventures Алексей Гирин помогает стартапам развиваться в США

Почему Алексей Гирин разочаровался в масштабах венчурного бизнеса в России

Forbes
Мидии: полезные свойства и потенциальные риски популярного морепродукта для мужчин Мидии: полезные свойства и потенциальные риски популярного морепродукта для мужчин

Питательный профиль мидий, а также преимущества и риски для здоровья мужчин

Playboy
Как работают гаджеты-геометки: разбираемся на примере Galaxy SmartTag Как работают гаджеты-геометки: разбираемся на примере Galaxy SmartTag

Для чего нужны Bluetooth-брелки

CHIP
Артисты фестиваля Esquire Weekend: Mika Vino — инди-музыкант, который играет новый блюз Артисты фестиваля Esquire Weekend: Mika Vino — инди-музыкант, который играет новый блюз

Творчество Моше Винокурова берет свое вдохновение в 1960-х

Esquire
Бесконечная история в Санкт-Петербурге Бесконечная история в Санкт-Петербурге

Сколько раз ни бываешь в Северной столице, а все равно находишь новые маршруты

Лиза
Сколько б ни стреляла, начинай с начала: каким получился шутер Returnal Сколько б ни стреляла, начинай с начала: каким получился шутер Returnal

Returnal — хардкор-шутер от студии Housemarque

Esquire
Открыть в приложении