Горизонтальные небоскрёбы над Бульварным кольцом: несбывшийся советский проект для центра Москвы
Авангардный художник Эль Лисицкий хотел превратить Москву в город будущего при помощи зданий, которые растут не вверх, а вширь. В Москве такие необычные «небоскрёбы» так и не появились, но похожие проекты можно найти в Роттердаме, Кёльне, Шэньчжэне и других городах.
Юность и творческие ориентиры
Лазарь Лисицкий родился в городе Починок Смоленской губернии в 1890 году, школу окончил в Витебске. В этом городе он с 13 лет посещал уроки живописи Юделя Пэна, который также учил Марка Шагала.
В 1909 году Лисицкий не смог поступить в Академию Художеств в Санкт-Петербурге и уехал на учёбу в Германию, в Высшую техническую школу в Дармштадте. Там он изучал архитектуру. В 1919 году Лисицкий создавал иллюстрации и макеты книг на идише в издательстве Kultur-Lige. В это время он стал использовать сокращение Эль вместо Лазарь.
С началом Первой мировой войны Лисицкий вернулся в Россию и поступил в Рижский политехнический институт, эвакуированный в Москву. В июне 1918 года Лисицкий получил диплом инженера-архитектора.
В июле 1919 года по приглашению Марка Шагала Лисицкий снова переехал в Витебск, там же он познакомился с художником Казимиром Малевичем. Его творчество подтолкнуло Лисицкого к супрематической живописи и работе над проектами на стыке живописи и архитектуры.
Проуны
Такие новые проекты назывались «проунами» («Проект утверждения нового»). Первый Лисицкий создал в 1919 году, хотя термин «проун» появился в работах художника спустя год.
Я назвал их «проун», чтобы [люди] не искали в них картины. Я считал эти работы пересадочной станцией из живописи в архитектуру. Каждая работа представляла проблему технической статики или динамики, выраженную средствами живописи.— Лазарь Лисицкий
Проун представлял собой плоское изображение (картину), где сочетались простые объёмные геометрические формы: кубы, призмы, шары и другие. Эти работы в дальнейшем служили Лисицкому основой для архитектурных идей.
В 1921 году закрылось художественное училище в Витебске, где Лисицкий преподавал, и он уехал в Москву. Там он стал преподавателем в созданном чуть ранее ВХУТЕМАС (Всероссийские художественно-технические мастерские). В декабре того же года года Лисицкий отправился в Германию в качестве советского культурного представителя.
Там Лисицкий участвовал в конгрессах авангардных художников, читал лекции о новом искусстве СССР. В 1923 году он вошёл в ассоциацию архитекторов и художников De Stijl в Нидерландах и объединение АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов) в СССР.
В октябре 1923 года Лисицкий заболел пневмонией и уехал лечиться в Швейцарию. Там он опубликовал много проектных работ, коммерческой рекламы, полиграфической продукции. К этому времени относится его работа над архитектурным словарём, статьями в сборнике голландского архитектора Марта Стама.
Выставки-инсталляции Лисицкого
В июле 1923 года Лисицкий впервые организовал выставку-инсталляцию проунов в Берлине. Имея в своём распоряжении небольшой по площади павильон, он развесил макетные копии проунов из фанеры так, чтобы вместе они составляли цельную картину.
Каждый арт-объект по отдельности и все они вместе должны были удивлять зрителей, как было принято в искусстве авангарда. Позднее, в 1926 году в Дрездене, Лисицкий создал инсталляцию «Зал конструктивистского искусства», используя самые современные на тот момент тенденции в дизайне помещений: минимум украшений и простую геометрию.