Гештальт-терапевт Екатерина Артеменко: Любовь — это вечное путешествие за золотым руном
Руководитель комьюнити психологов сервиса «Ясно», ведущая ютуб-программы «Теперь ясно» Екатерина Артеменко — о трансформации любви как чувства, социальной норме и восприятии любви в паре
Разговор о любви — это всегда разговор обреченный. Потому что никакой точной информации по вопросу этой субстанции мы получить заведомо не можем — слишком субъективен опыт. Например, любовь для пожилого представителя племени маори будет означать что-то совсем другое, чем для шестнадцатилетней шведской девушки. И даже для самого этого представителя любовь в одном состоянии и контексте будет сильно отличаться от любви в другом состоянии. При этом ресурс чувственных переживаний, которые высвобождаются в результате любви и разговоров о ней, неисчерпаем.
Выходит, мы имеем дело с чем-то, что переживается на эмоциональном уровне, а подтверждения и обоснования требует на уровне рациональном и логическом. И тогда, когда один человек спрашивает у другого о любви или убеждает другого в ее присутствии либо отсутствии, сталкиваются два мира, две вселенные, два языка описания и обозначения. Это такое вечное путешествие за золотым руном, которое в чем-то никогда не принесет полного удовлетворения, но при этом совершенно необходимо каждой живой душе.
В этом тексте я буду не только рассуждать о любви (что заведомо невозможно — см. выше), но еще и проведу анализ того, как феномен любви изменился и трансформировался в нашей реальности. Чтобы немного себе помочь, я возьму культурный артефакт из прошлого, посвященный любви, — фильм Михаила Калика «Любить» 1960 года.
Напомню про содержание. Картина представляет собой четыре новеллы и комментарии между ними. Комментарии давайте оставим на десерт, а начнем с анализа новелл.
Новелла первая
Компания интеллигентной молодежи проводит время вместе. Люди танцуют, разговаривают, обнимаются. Здесь нам интересны два диалога. Первый — разговор девушки и парня, танцующих медленный танец. Парень хочет поцеловать девушку, и пара начинает обсуждать причину этого порыва. В итоге парень признаёт, что хочет это сделать только потому хотя бы, что это приятно.
Девушка принимает это признание благосклонно и соглашается с тем, что этого в целом достаточно. Этот диалог отражает реальность, в которой существуют молодые люди: шестидесятые, свежий ветер новой непривычной культуры, надежда на то, что жизнь совсем скоро станет другой — более интересной и ясной, — и на фоне этого отказ от условностей в пользу чувственной честности и права удовлетворять свои желания без оглядки на высокую мораль. Похоже, этот кусочек хорошо отражает нашу современную действительность с возможностью получить сексуальную близость и удовлетворение, минуя привязанность и обязательства, — многочисленные приложения знакомств очень в этом помогают.
Второй любопытный диалог из этой новеллы — запись незнакомого женского голоса на пленке, который случайно слышит компания. Женщина обращается к своему собеседнику: «Я не хочу, чтобы ты уезжал от меня, я не люблю, когда ты уезжаешь». Затем, немного подумав: «Да что я говорю. Я люблю, когда ты уезжаешь. Я люблю тебя ждать».
Это не только пронзительные слова, но и великолепный образец способности осознавать свои чувства и замечать их двойственность/противоречие, находить удовольствие в сложном. Кажется, в этом звучит отклик предыдущей эпохи — родителей того поколения, которое танцует в этой комнате. Это люди, которым приходилось много друг друга ждать и провожать, жить в надежде и часто встречаться с невозможностью воссоединиться. Способны ли на это наши современники? Конечно! Сейчас люди продолжают читать непростые книги, смотреть непростые фильмы и, более того, готовы заглядывать в себя и исследовать свой внутренний мир. Иначе бы психотерапия не была так востребована. Многие, правда, идут за ответами и быстрыми изменениями, предполагающими упрощение чувств, но огромное