Три веселые буквы
Как ESG-рейтинги захватили весь мир и почему они пока далеки от идеала.
В России 2021 год по праву можно назвать годом ESG, во всяком случае, если судить по количеству упоминаний этой аббревиатуры на разных деловых форумах. Популярная и новая для российского бизнеса аббревиатура уже серьезно влияет на предпочтения инвесторов по всему миру. Одно из самых ранних упоминаний ESG прозвучало в докладе Investing for Long-Term Value на конференции Who Cares Wins Международной финансовой корпорации в 2005 году. Термин ESG объединяет три компонента: Environmental — воздействие компании на окружающую среду, Social — социальные аспекты деятельности компании и Governance — качество корпоративного управления и бизнес-этика.
Почему вдруг оказалось, что инвесторы по всему миру озаботились этими вопросами? На западных рынках капитала первым драйвером выступили розничные инвесторы — представители нового поколения, выразившие беспокойство, что их деньги будут вкладываться в акции и облигации компаний, которые вредят окружающей среде, используют неэтичные методы ведения бизнеса в странах третьего мира и пр. Чтобы доказать обратное, управляющие компании стали использовать данные внешних провайдеров ESG-оценок.
Вторая движущая сила — это принципы ответственного инвестирования (UN PRI), инициатива Организации объединенных наций. Число компаний — подписантов этой инициативы к концу 2020 года превысило 3000, а объем активов под их управлением — $100 трлн. Уже в 2022 году компании-участники должны будут отчитаться об учете ESG-факторов в инвестировании. Третий фактор — международные банки развития, которые являются источником дешевых денег для коммерческих банков и компаний, но взамен требуют соблюдения условий, в том числе отказ от вложений в углеродоемкие сектора (прежде всего уголь и нефтегаз), а также в сомнительные виды деятельности, такие как производство оружия.