Представляем первый ежегодный рейтинг российских вин

ForbesСтиль жизни

Top-100 wines

Представляем первый ежегодный рейтинг российских вин

Текст: Андрей Григорьев, Игорь Сердюк

Рейтинг основан на независимой дегустационной оценке вина, учитывает розничную цену, представленность на рынке и репутацию производителя

Манифест российского виноделия

Ежегодный рейтинг российских вин Top100wines.ru — наша коллективная экспертная оценка современного российского виноделия в наиболее концентрированном и понятном потребительском формате: список вин, которые мы оценили как самые качественные, интересные и оригинальные. Мы ответственно и с гордостью за российских виноделов заявляем, что все вина из нашего Top100 отвечают самым высоким стандартам, при умеренном (!) употреблении доставляют удовольствие и вполне конкурентоспособны на международной арене. Символично, что структура списка соответствует структуре потребления вина в России — в нем 55 красных, 31 белое, 14 игристых.

Список первой сотни, помимо потребительских рекомендаций (совокупностью которых он, собственно, и является), обозначил ключевые тренды российского виноделия. Винное производство — отрасль и молодая и древняя, прошедшая за свою историю разные периоды и этапы. В последние годы она привлекла к себе внимание сотен и даже тысяч энтузиастов-инвесторов, миллионов потребителей, а кроме того, обласкана вниманием и крупного бизнеса, и государства. В основе рейтинга лежит дегустационная оценка вина. Образцы, которые представили производители (270 вин), были дополнены винами, закупленными на основе рекомендаций экспертного совета. В итоге в дегустационном отборе приняло участие 307 вин (143 красных, 108 белых, 56 игристых) от 62 производителей. По итогам предварительных дегустаций было отобрано 162 вина, вышедших в финал. Финальная дегустация прошла 10 ноября, и полученные оценки стали основой для включения вин в Top100.

Получилась интересная картина. В Top100 вошли вина 52 компаний, то есть подавляющего большинства виноделен, которые претендуют на статус качественных производителей.

Под производителем мы не всегда понимаем юридическое лицо, обладающее лицензией и виноградником. Довольно много проектов в российском виноделии существуют как негоциантские — производят вино и на арендованном оборудовании, и под «арендованной» лицензией, иногда из купленного, а не собственного винограда. Такие проекты и бренды мы рассматриваем как самостоятельных производителей, хотя формально-юридически они таковыми не являются. В России пока совсем мало винодельческих хозяйств — даже двухсот не наберется. В Италии, для сравнения, виноделен более 40 000. Зато в нашем рейтинге представлены все категории: и крупные компании с объемом производства в десятки миллионов бутылок, и совсем маленькие проекты «гаражистов», и конечно, средние по размерам производители, ориентированные на заинтересованных потребителей. В отношении всех трех групп существуют определенные предубеждения и стереотипы. «Миллионникам» будто бы плевать на качество, потому что считается, что объемы, маркетинг, доминирование в сетевом ретейле — их козыри. «Гаражисты» — будто бы маргиналы, их качество нестабильное, объемы мизерные, цены неадекватные, любой недостаток они объясняют «концептуальностью» и паразитируют на внимании увлеченных неофитов. «Середнякам» не хватает ресурсов, чтобы держать планку, и они, делая хорошие топовые вина, постоянно роняют качество базовых линеек. Однако итоги нашего рейтинга свидетельствуют: во всех трех группах есть положительная динамика. В работе над качеством, в позиционировании, в маркетинге и, в общем, в борьбе за внимание и кошелек потребителя. И каждая из перечисленных категорий вносит свой заметный вклад в развитие российского виноделия, для каждой есть место под солнцем. Таков первый зафиксированный нашим рейтингом институциональный тренд: российская винодельческая отрасль структурируется и сегментируется.

Теперь, собственно, о качестве: оно растет. И это второй важный тренд: на российском винном рынке приоритет качества. До некоторой степени парадоксальным итогом наших дегустационных сессий стало несколько случаев, когда вино из базовой или средней линейки получало оценку выше (пусть и на несколько десятых балла), чем топовый продукт того же производителя с тем же сортовым составом. Очевиден прогресс прежде всего в базовых винах, наиболее доступных по цене, ориентированных на массового потребителя. Отчасти это следствие экономических факторов — возможности ценового демпинга объективно ограничены. Климатические, социально-экономические, пандемические факторы, а также глобальный рост инфляции не оставили возможности играть в «дешевое». Качество продукта становится все более значимым конкурентным преимуществом даже на полке недорогого супермаркета.

Конечно, есть соблазн задать провокационный вопрос: может быть, это не дешевые вина так хороши, а дорогие не так уж замечательны? Но наш опыт говорит об обратном — об общем возросшем качестве российских вин. Это связано, конечно, и с активными инвестициями в обновление технологического оборудования. Российские винодельческие цеха в целом уже вполне соответствуют высоким международным стандартам. Но происходящая сейчас технологическая революция и является ответом виноделов на требования рынка. Без современных прессов, в облупленных эмалированных емкостях, оставшихся с советских времен, без температурного контроля сложно сделать приличное вино даже из хорошего винограда.

Винограда в России пока выращивают мало, до недавнего времени больше трети бутилируемого вина приходилось на иностранные виноматериалы. Теперь на «балк» действует законодательный запрет, и выращивать виноград стало даже выгоднее, чем производить вино. Подогретый неурожаем дефицит загнал цену 1 кг российского винограда далеко за 100 рублей, а это минимальное количество для производства одной бутылки вина стандартного объема 0,75 л. Еще два года назад цена не превышала 40–45 рублей за виноград самого лучшего качества. Близкий к ажиотажному спрос плюс серьезная госпрограмма субсидирования создают предпосылки для закладки новых виноградников. Где они появятся и какие сорта на них будут расти? Отчасти на этот вопрос помогает ответить еще один тренд, видный по итогам нашего рейтинга. Это стремление к разнообразию. Разнообразие проявляется и в региональной представленности: вместе с хрестоматийными Крымом и Краснодарским краем в нашем рейтинге есть вина с Дона, с Нижней Волги и из Дагестана, который обещает скоро стать третьим эпицентром российского виноделия не только в количественном, но и в качественном смысле. Уверены, уже в ближайших рейтингах мы увидим вина из Ставрополья (в этот раз они немного недотянули по баллам). Проводятся винодельческие эксперименты в Самарской области, в Воронеже и даже в Подмосковье — хотя это пока настоящая экзотика.

И конечно, тренд — в сортовом разнообразии. В Top100 присутствуют вина из 16 сортов винограда (не считая ассамбляжей, точный состав которых знают только сами виноделы). Среди девяти красных три самых популярных — мерло, сира, каберне фран. Впрочем, большинство блендов сделаны на основе каберне совиньона, так что этот сорт явно не в забвении. Среди шести белых — тотальное преимущество шардоне, затем совиньон блан и рислинг. В целом все соответствует международной иерархии. Но в отличие от большинства винных регионов, в которых есть определенные доминирующие сорта, у нас в одном хозяйстве и часто на одном терруаре уживаются антагонисты: каберне и пино нуар, шардоне и совиньон блан. Отдельно упомянем модные автохтоны. Конечно, они есть в нашей сотне. Правда, не все, что на слуху. Крымские откровенно подвели, хотя экспертный совет внес в список конкурсных вин несколько образцов из кокура и кефесии. В ходе дегустаций среди экспертов даже завязалась дискуссия относительно характеристик и типологии некоторых автохтонных вин. Мы уверены, что корень противоречий не в ущербности российских автохтонов, а в элементарном недостатке опыта в работе с ними — начиная от клоновой селекции и изучения терруара до выбора агротехники, методов винификации и вариантов ассамбляжа. Нет даже сколько-нибудь репрезентативной истории урожаев, с учетом высокой подвижности климатических характеристик в последние десятилетие, когда к автохтонам и возник серьезный интерес. Дело не в плохих автохтонах, а в том, что не все виноделы научились с ними работать. И не потому, что сами плохие, а потому, что у них было еще очень мало времени.

Если обобщать, это в значительной мере относится ко всему российскому виноделию. Мы еще мало знаем, где, как, с какими сортами стоит работать, в какую сторону развивать виноградарские и винодельческие практики. И тут важен вопрос: что, как и, главное, зачем собирается регулировать только что учрежденная Федеральная саморегулируемая организация виноградарей и виноделов России. Именно ей законом даны полномочия по определению терруарных зон, технологических приемов, используемых сортов винограда. И от ее решений будет зависеть, «благодаря или вопреки» госполитике (40% правления ФСРО назначается по квоте Минсельхоза, так что эта организация де-факто проводник интересов государства) российское виноделие будет добиваться успехов.

Современное российское виноделие — наша новая терра инкогнита. Чтобы превратить ее в райский сад, нужны время и свобода для экспериментов, причем законы своих терруаров виноделам надо научиться понимать так же, как законы формирования потребительских вкусов и предпочтений. Надеемся, наш ежегодный рейтинг Top100wines. ru послужит им в этом подспорьем. Ну а потребителям он пусть поможет просто выбрать хорошее вино.

Как мы считали

Отбор образцов для участия в рейтинге

К участию в рейтинге были допущены вина следующих категорий: тихие сухие белые, тихие сухие красные, вина игристые, произведенные классическим (бутылочным) и акратофорным методами. К дегустациям допускали образцы, оформленные и промаркированные в соответствии с действующим законодательством. В рейтинге участвовали вина наиболее молодого года урожая из числа выпущенных в продажу. Минимальный объем выпуска должен был составлять не менее 900 бутылок.

Производители вина и их официальные дистрибьюторы имели возможность выставить наиболее интересные образцы, направив заявку с сопроводительной анкетой по каждому из них. По итогам первого этапа члены экспертного совета дополнительно номинировали вина из числа не попавших в список, заявленный производителями. Они были куплены нами в магазине.

Экспертный совет

Для обеспечения объективной, профессиональной и независимой оценки рейтингуемых вин Top100wines.ru сформировал экспертный совет из числа квалифицированных и признанных специалистов. Почетный председатель — Александр Панасюк, доктор наук, заместитель директора по научной работе ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности РАН. Из членов экспертного совета были сформированы дегустационные комиссии для дегустаций — отборочных и финальной.

Правила проведения дегустаций

Все дегустации проводились вслепую. Перед началом каждой дегустации члены комиссии выбирали председателя. Образцы предварительно зашифровывали, после чего их помещали в непрозрачную упаковку и подавали на дегустацию без видимых опознавательных признаков. «Вскрытие» образцов допускалось только после завершения дегустации, когда все оценочные листы, подписанные членами комиссии, были собраны, а дегустационные баллы не могли быть изменены. Дегустации проводились по «английской» модели, при которой члены комиссии могли общаться друг с другом в процессе органолептического анализа (метод определения показателей качества продукции на основе восприятия органами чувств) образцов.

Уровень и время возникавшей при этом дискуссии регулировали председатели комиссии. Итоговый балл, полученный каждым вином в процессе дегустации, выводился как среднее арифметическое из всех проставленных баллов. Округление происходило по математическому правилу до 0,5 балла.

На первом этапе проводились отборочные дегустации по категориям. К участию в финальной дегустации были допущены образцы, набравшие «проходной балл» по итогам отбора. Определение проходного балла — компетенция экспертного совета, который определял его с учетом качественного уровня и общего количества участвовавших в дегустации образцов. Итоговый отбор проводился без учета оценок, которые были выставлены образцам ранее.

Принципы оценки образцов и распределения мест

Органолептическая оценка, полученная образцом на финальной дегустации, была основополагающим, но не единственным фактором, определившим место вина в рейтинге Top100wines.ru. Организаторы также учитывали рыночные факторы, прежде всего доступность вина для потребителя — его розничную цену и объем выпуска. Вышедшие в финал вина были распределены на восемь групп по цене и объему выпуска. Ценовые диапазоны: до 500 рублей, до 700 рублей, до 1000 рублей, до 1500 рублей, до 2000 рублей, до 2500 рублей, до 4000 рублей, свыше 4000 рублей. В соответствии с ценой всем образцам присваивали баллы от 8 (самая низкая цена) до 1 (самая высокая цена).

Объемы выпуска: до 1500 бутылок, до 4000 бутылок, до 10 000 бутылок, до 20 000 бутылок, до 50 000 бутылок, до 120 000 бутылок, до 250 000 бутылок, свыше 250 000 бутылок. В соответствии с объемом выпуска всем образцам присваивали баллы от 1 (минимальный объем) до 8 (максимальный объем).

Баллы за цену и объем суммировались для каждого образца. Средний суммарный балл по всем образцам-финалистам — 6. Если образец получал балл выше, его место в рейтинге вырастало относительно дегустационной оценки, если ниже, падало. Изменения производились пропорционально отклонению от среднего. Например, образец, получивший оценку 7, поднимался в рейтинге на 10 пунктов. В итоговом списке не допускалось присутствие более пяти образцов от одной компании. Но большее число образцов одной компании, прошедших отбор, повышало место вина в рейтинге. Также при итоговом распределении мест учитывались: узнаваемость бренда и маркетинговая активность винодельни, качество дистрибуции, репутация производителя, его вклад в продвижение винной культуры, награды на международных конкурсах, коммуникация с профессиональным сообществом.

*Баллы слепой дегустации

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Человек — лишнее звено Человек — лишнее звено

Какие технологии станут главными в 2022 году

Forbes
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Самурай в кино Самурай в кино

Как финансист Олег Туманов создал первый в России онлайн-кинотеатр Ivi

Forbes
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Детеныши «единорогов» Детеныши «единорогов»

Forbes составил первый рейтинг самых многообещающих стартапов

Forbes
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Гуру из соцсетей Гуру из соцсетей

Инвесторы могут выкинуть на помойку свои знания об экономической теории

Forbes
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Советские солдаты возле убитого двойника Гитлера Советские солдаты возле убитого двойника Гитлера

В мае 1945 года по Берлину распространился слух, что обнаружен труп Гитлера

Дилетант
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Трудности переводчика Трудности переводчика

С какими проблемами сталкиваются переводчики

Forbes
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Со мной одной крови Со мной одной крови

Сева Кущинский передает привет из вены с любовью

Men’s Health
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Бизнес с историей Бизнес с историей

Чем выгодны покупки инвесторами помещений в объектах культурного наследия

Ведомости
Если видишь на картине Если видишь на картине

Правила игры в метафорические карты

VOICE
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
Михаил Гордин: «Бауманцев отличает универсализм» Михаил Гордин: «Бауманцев отличает универсализм»

Как быстрее сделать вуз таким, каким он нужен стране?

Монокль
Один день в долине Маадим Один день в долине Маадим

Рассказ Станислава Романова «Один день в долине Маадим»

Знание – сила
Передозировка витаминов Передозировка витаминов

Чем опасен избыток витаминов?

Здоровье
Самая обаятельная и привлекательная Самая обаятельная и привлекательная

Что это за качество — харизма — и можно ли его в себе развить?

VOICE
Любовный текст: 7 книг о многогранности любовных чувств Любовный текст: 7 книг о многогранности любовных чувств

Книги о любви и её проявлениях

РБК
Глеб Калюжный: «Стал более разборчив в людях» Глеб Калюжный: «Стал более разборчив в людях»

Глеб Калюжный о планах на будущее и переменах в личной жизни

VOICE
Мёд Мёд

Мёд — уникальный продукт, созданный природой готовым к употреблению

Здоровье
Необычные пейринги к вину: мнения сомелье Необычные пейринги к вину: мнения сомелье

Какие можно попробовать неожиданные и необычные пары к вину?

РБК
Инна Ульянова: «Мы, женщины, любим обманываться» Инна Ульянова: «Мы, женщины, любим обманываться»

«Ее Маргарита Павловна чуть было не погубила всенародно любимый фильм»

Коллекция. Караван историй
«Не хочу» остро мыслящего человека «Не хочу» остро мыслящего человека

«Minima moralia»: как человек с обрушившейся жизнью постепенно приходит в себя

Знание – сила
Государство под киберударом Государство под киберударом

Как совершаются кибератаки на российские госструктуры

Ведомости
Новый виток Новый виток

Стася Милославская о непростых съемках на зимней натуре, северном сиянии и любви

Grazia
Ника Здорик — горячие фото красавицы, которая раскрылась в сериале «Ландыши…» Ника Здорик — горячие фото красавицы, которая раскрылась в сериале «Ландыши…»

Все хотят знать, кто такая очаровательная Ника Здорик

Maxim
Открыть в приложении