Top-100 wines
Представляем первый ежегодный рейтинг российских вин
Рейтинг основан на независимой дегустационной оценке вина, учитывает розничную цену, представленность на рынке и репутацию производителя
Манифест российского виноделия
Ежегодный рейтинг российских вин Top100wines.ru — наша коллективная экспертная оценка современного российского виноделия в наиболее концентрированном и понятном потребительском формате: список вин, которые мы оценили как самые качественные, интересные и оригинальные. Мы ответственно и с гордостью за российских виноделов заявляем, что все вина из нашего Top100 отвечают самым высоким стандартам, при умеренном (!) употреблении доставляют удовольствие и вполне конкурентоспособны на международной арене. Символично, что структура списка соответствует структуре потребления вина в России — в нем 55 красных, 31 белое, 14 игристых.
Список первой сотни, помимо потребительских рекомендаций (совокупностью которых он, собственно, и является), обозначил ключевые тренды российского виноделия. Винное производство — отрасль и молодая и древняя, прошедшая за свою историю разные периоды и этапы. В последние годы она привлекла к себе внимание сотен и даже тысяч энтузиастов-инвесторов, миллионов потребителей, а кроме того, обласкана вниманием и крупного бизнеса, и государства. В основе рейтинга лежит дегустационная оценка вина. Образцы, которые представили производители (270 вин), были дополнены винами, закупленными на основе рекомендаций экспертного совета. В итоге в дегустационном отборе приняло участие 307 вин (143 красных, 108 белых, 56 игристых) от 62 производителей. По итогам предварительных дегустаций было отобрано 162 вина, вышедших в финал. Финальная дегустация прошла 10 ноября, и полученные оценки стали основой для включения вин в Top100.
Получилась интересная картина. В Top100 вошли вина 52 компаний, то есть подавляющего большинства виноделен, которые претендуют на статус качественных производителей.
Под производителем мы не всегда понимаем юридическое лицо, обладающее лицензией и виноградником. Довольно много проектов в российском виноделии существуют как негоциантские — производят вино и на арендованном оборудовании, и под «арендованной» лицензией, иногда из купленного, а не собственного винограда. Такие проекты и бренды мы рассматриваем как самостоятельных производителей, хотя формально-юридически они таковыми не являются. В России пока совсем мало винодельческих хозяйств — даже двухсот не наберется. В Италии, для сравнения, виноделен более 40 000. Зато в нашем рейтинге представлены все категории: и крупные компании с объемом производства в десятки миллионов бутылок, и совсем маленькие проекты «гаражистов», и конечно, средние по размерам производители, ориентированные на заинтересованных потребителей. В отношении всех трех групп существуют определенные предубеждения и стереотипы. «Миллионникам» будто бы плевать на качество, потому что считается, что объемы, маркетинг, доминирование в сетевом ретейле — их козыри. «Гаражисты» — будто бы маргиналы, их качество нестабильное, объемы мизерные, цены неадекватные, любой недостаток они объясняют «концептуальностью» и паразитируют на внимании увлеченных неофитов. «Середнякам» не хватает ресурсов, чтобы держать планку, и они, делая хорошие топовые вина, постоянно роняют качество базовых линеек. Однако итоги нашего рейтинга свидетельствуют: во всех трех группах есть положительная динамика. В работе над качеством, в позиционировании, в маркетинге и, в общем, в борьбе за внимание и кошелек потребителя. И каждая из перечисленных категорий вносит свой заметный вклад в развитие российского виноделия, для каждой есть место под солнцем. Таков первый зафиксированный нашим рейтингом институциональный тренд: российская винодельческая отрасль структурируется и сегментируется.
Теперь, собственно, о качестве: оно растет. И это второй важный тренд: на российском винном рынке приоритет качества. До некоторой степени парадоксальным итогом наших дегустационных сессий стало несколько случаев, когда вино из базовой или средней линейки получало оценку выше (пусть и на несколько десятых балла), чем топовый продукт того же производителя с тем же сортовым составом. Очевиден прогресс прежде всего в базовых винах, наиболее доступных по цене, ориентированных на массового потребителя. Отчасти это следствие экономических факторов — возможности ценового демпинга объективно ограничены. Климатические, социально-экономические, пандемические факторы, а также глобальный рост инфляции не оставили возможности играть в «дешевое». Качество продукта становится все более значимым конкурентным преимуществом даже на полке недорогого супермаркета.
Конечно, есть соблазн задать провокационный вопрос: может быть, это не дешевые вина так хороши, а дорогие не так уж замечательны? Но наш опыт говорит об обратном — об общем возросшем качестве российских вин. Это связано, конечно, и с активными инвестициями в обновление технологического оборудования. Российские винодельческие цеха в целом уже вполне соответствуют высоким международным стандартам. Но происходящая сейчас технологическая революция и является ответом виноделов на требования рынка. Без современных прессов, в облупленных эмалированных емкостях, оставшихся с советских времен, без температурного контроля сложно сделать приличное вино даже из хорошего винограда.
Винограда в России пока выращивают мало, до недавнего времени больше трети бутилируемого вина приходилось на иностранные виноматериалы. Теперь на «балк» действует законодательный запрет, и выращивать виноград стало даже выгоднее, чем производить вино. Подогретый неурожаем дефицит загнал цену 1 кг российского винограда далеко за 100 рублей, а это минимальное количество для производства одной бутылки вина стандартного объема 0,75 л. Еще два года назад цена не превышала 40–45 рублей за виноград самого лучшего качества. Близкий к ажиотажному спрос плюс серьезная госпрограмма субсидирования создают предпосылки для закладки новых виноградников. Где они появятся и какие сорта на них будут расти? Отчасти на этот вопрос помогает ответить еще один тренд, видный по итогам нашего рейтинга. Это стремление к разнообразию. Разнообразие проявляется и в региональной представленности: вместе с хрестоматийными Крымом и Краснодарским краем в нашем рейтинге есть вина с Дона, с Нижней Волги и из Дагестана, который обещает скоро стать третьим эпицентром российского виноделия не только в количественном, но и в качественном смысле. Уверены, уже в ближайших рейтингах мы увидим вина из Ставрополья (в этот раз они немного недотянули по баллам). Проводятся винодельческие эксперименты в Самарской области, в Воронеже и даже в Подмосковье — хотя это пока настоящая экзотика.
И конечно, тренд — в сортовом разнообразии. В Top100 присутствуют вина из 16 сортов винограда (не считая ассамбляжей, точный состав которых знают только сами виноделы). Среди девяти красных три самых популярных — мерло, сира, каберне фран. Впрочем, большинство блендов сделаны на основе каберне совиньона, так что этот сорт явно не в забвении. Среди шести белых — тотальное преимущество шардоне, затем совиньон блан и рислинг. В целом все соответствует международной иерархии. Но в отличие от большинства винных регионов, в которых есть определенные доминирующие сорта, у нас в одном хозяйстве и часто на одном терруаре уживаются антагонисты: каберне и пино нуар, шардоне и совиньон блан. Отдельно упомянем модные автохтоны. Конечно, они есть в нашей сотне. Правда, не все, что на слуху. Крымские откровенно подвели, хотя экспертный совет внес в список конкурсных вин несколько образцов из кокура и кефесии. В ходе дегустаций среди экспертов даже завязалась дискуссия относительно характеристик и типологии некоторых автохтонных вин. Мы уверены, что корень противоречий не в ущербности российских автохтонов, а в элементарном недостатке опыта в работе с ними — начиная от клоновой селекции и изучения терруара до выбора агротехники, методов винификации и вариантов ассамбляжа. Нет даже сколько-нибудь репрезентативной истории урожаев, с учетом высокой подвижности климатических характеристик в последние десятилетие, когда к автохтонам и возник серьезный интерес. Дело не в плохих автохтонах, а в том, что не все виноделы научились с ними работать. И не потому, что сами плохие, а потому, что у них было еще очень мало времени.
Если обобщать, это в значительной мере относится ко всему российскому виноделию. Мы еще мало знаем, где, как, с какими сортами стоит работать, в какую сторону развивать виноградарские и винодельческие практики. И тут важен вопрос: что, как и, главное, зачем собирается регулировать только что учрежденная Федеральная саморегулируемая организация виноградарей и виноделов России. Именно ей законом даны полномочия по определению терруарных зон, технологических приемов, используемых сортов винограда. И от ее решений будет зависеть, «благодаря или вопреки» госполитике (40% правления ФСРО назначается по квоте Минсельхоза, так что эта организация де-факто проводник интересов государства) российское виноделие будет добиваться успехов.
Современное российское виноделие — наша новая терра инкогнита. Чтобы превратить ее в райский сад, нужны время и свобода для экспериментов, причем законы своих терруаров виноделам надо научиться понимать так же, как законы формирования потребительских вкусов и предпочтений. Надеемся, наш ежегодный рейтинг Top100wines. ru послужит им в этом подспорьем. Ну а потребителям он пусть поможет просто выбрать хорошее вино.
Как мы считали
Отбор образцов для участия в рейтинге
К участию в рейтинге были допущены вина следующих категорий: тихие сухие белые, тихие сухие красные, вина игристые, произведенные классическим (бутылочным) и акратофорным методами. К дегустациям допускали образцы, оформленные и промаркированные в соответствии с действующим законодательством. В рейтинге участвовали вина наиболее молодого года урожая из числа выпущенных в продажу. Минимальный объем выпуска должен был составлять не менее 900 бутылок.
Производители вина и их официальные дистрибьюторы имели возможность выставить наиболее интересные образцы, направив заявку с сопроводительной анкетой по каждому из них. По итогам первого этапа члены экспертного совета дополнительно номинировали вина из числа не попавших в список, заявленный производителями. Они были куплены нами в магазине.
Экспертный совет
Для обеспечения объективной, профессиональной и независимой оценки рейтингуемых вин Top100wines.ru сформировал экспертный совет из числа квалифицированных и признанных специалистов. Почетный председатель — Александр Панасюк, доктор наук, заместитель директора по научной работе ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности РАН. Из членов экспертного совета были сформированы дегустационные комиссии для дегустаций — отборочных и финальной.
Правила проведения дегустаций
Все дегустации проводились вслепую. Перед началом каждой дегустации члены комиссии выбирали председателя. Образцы предварительно зашифровывали, после чего их помещали в непрозрачную упаковку и подавали на дегустацию без видимых опознавательных признаков. «Вскрытие» образцов допускалось только после завершения дегустации, когда все оценочные листы, подписанные членами комиссии, были собраны, а дегустационные баллы не могли быть изменены. Дегустации проводились по «английской» модели, при которой члены комиссии могли общаться друг с другом в процессе органолептического анализа (метод определения показателей качества продукции на основе восприятия органами чувств) образцов.
Уровень и время возникавшей при этом дискуссии регулировали председатели комиссии. Итоговый балл, полученный каждым вином в процессе дегустации, выводился как среднее арифметическое из всех проставленных баллов. Округление происходило по математическому правилу до 0,5 балла.
На первом этапе проводились отборочные дегустации по категориям. К участию в финальной дегустации были допущены образцы, набравшие «проходной балл» по итогам отбора. Определение проходного балла — компетенция экспертного совета, который определял его с учетом качественного уровня и общего количества участвовавших в дегустации образцов. Итоговый отбор проводился без учета оценок, которые были выставлены образцам ранее.
Принципы оценки образцов и распределения мест
Органолептическая оценка, полученная образцом на финальной дегустации, была основополагающим, но не единственным фактором, определившим место вина в рейтинге Top100wines.ru. Организаторы также учитывали рыночные факторы, прежде всего доступность вина для потребителя — его розничную цену и объем выпуска. Вышедшие в финал вина были распределены на восемь групп по цене и объему выпуска. Ценовые диапазоны: до 500 рублей, до 700 рублей, до 1000 рублей, до 1500 рублей, до 2000 рублей, до 2500 рублей, до 4000 рублей, свыше 4000 рублей. В соответствии с ценой всем образцам присваивали баллы от 8 (самая низкая цена) до 1 (самая высокая цена).
Объемы выпуска: до 1500 бутылок, до 4000 бутылок, до 10 000 бутылок, до 20 000 бутылок, до 50 000 бутылок, до 120 000 бутылок, до 250 000 бутылок, свыше 250 000 бутылок. В соответствии с объемом выпуска всем образцам присваивали баллы от 1 (минимальный объем) до 8 (максимальный объем).
Баллы за цену и объем суммировались для каждого образца. Средний суммарный балл по всем образцам-финалистам — 6. Если образец получал балл выше, его место в рейтинге вырастало относительно дегустационной оценки, если ниже, падало. Изменения производились пропорционально отклонению от среднего. Например, образец, получивший оценку 7, поднимался в рейтинге на 10 пунктов. В итоговом списке не допускалось присутствие более пяти образцов от одной компании. Но большее число образцов одной компании, прошедших отбор, повышало место вина в рейтинге. Также при итоговом распределении мест учитывались: узнаваемость бренда и маркетинговая активность винодельни, качество дистрибуции, репутация производителя, его вклад в продвижение винной культуры, награды на международных конкурсах, коммуникация с профессиональным сообществом.