Александр Бронштейн строит с сыном международный металлургический бизнес

ForbesБизнес

Стрессовые ситуации

Александр Бронштейн, сколотив капитал на российском алюминии, строит с сыном международный металлургический бизнес.

Текст Сергей Титов

Александр Бронштейн прошел школу бизнеса 1990-х, но аппетит к риску не потерял

Одиннадцатое июня 2015 года сотрудники Побужского ферроникелевого комбината (ПФК) запомнят надолго: сначала на украинское предприятие с обысками нагрянули сотрудники прокуратуры и при поддержке милиции провели выемку документов, а к вечеру, спустя несколько часов после отъезда силовиков, к проходной завода подъехало несколько черных микроавтобусов. Из автомобилей высыпали полсотни мужчин в балаклавах и форме без опознавательных знаков. Они забросали территорию завода светошумовыми гранатами и попытались проникнуть внутрь. Рабочие ПФК из-за заводской стены ответили захватчикам градом камней и обдали их водой из противопожарных шлангов. Штурм захлебнулся, атакующие были вынуждены ретироваться.

«В таких историях никогда не поймешь, кто заказчик», — разводит руками 41-летний Даниил Бронштейн, председатель совета директоров Solway Group, которой и принадлежит ПФК. Между тем, он и его отец Александр Бронштейн (сейчас ему 63 года) давно знакомы со спецификой бизнеса в развивающихся странах. Forbes выяснил, как семья Бронштейнов сколотила капитал и чем занимается сейчас.

Перемена мест

Александр Бронштейн родился в семье преподавателей. В 1949 году его отец Михаил Бронштейн был вынужден уехать из Ленинграда в Эстонию, после того как с десяток вузов в городе на Неве отказал ему в трудоустройстве. «Началась война с космополитами», — позже вспоминал академик Бронштейн. По наводке армейского друга он переехал в эстонский город Тарту и устроился работать в Тартуский государственный университет на кафедру политэкономии. Впоследствии его учениками стали будущие президент независимой Эстонии Леннарт Мери и премьер-министр Андрус Ансип.

Тартуский университет по специальности «прикладная математика» окончил и Александр Бронштейн. Среднее образование он тоже получал в Эстонии, куда переехал с матерью из Ленинграда вслед за отцом. Окончив университет, он устроился в Министерство лесного хозяйства и охраны природы Эстонской ССР. Там молодой математик быстро написал программу для ЭВМ, позволяющую прогнозировать численность деревьев. Эта разработка позволила существенно экономить на таксаторах — специалистах, вручную ведущих учет деревьев. Бронштейн работал в министерстве вплоть до распада Советского Союза, а в начале 1990-х эмигрировал в Германию как еврей. Там он организовал свой первый бизнес — ввозил из Эстонии лес и деревообрабатывающее оборудование. Затем Александр Бронштейн занялся импортом в Германию инертных газов из России и Украины. Кроме того, он был финансовым директором немецкой KTH-Handels, в начале 1990-х эта компания занималась оптовой продажей топлива вместе с эстонскими бизнесменами Игорем Пихелой и Олегом Лядовым, писала эстонская деловая газета «Эрипяэв». Деловые связи — личная заслуга Бронштейна, считает его сын Даниил: «Думаю, как человек настойчивый, он сам их наработал». Мог помочь и академик Михаил Бронштейн, который в 1989–1991 годах был народным депутатом СССР, а в начале 1990-х работал в посольстве Эстонии в России. Как бы то ни было, первый бизнес Бронштейна был мелковат. «Деятельность приобрела масштаб, когда он начал заниматься алюминием», — говорит Даниил Бронштейн.

В фонде Solway Даниил Бронштейн начал со сделок по слиянию, а сейчас он курирует весь семейный бизнес
Завод в Волхове стал одним из первых алюминиевых активов Александра Бронштейна

Питательная флора

В ночь на 19 февраля 2001 года взлетела на воздух «Ауди» гендиректора Волховского алюминиевого завода. Взрыв мощностью 200 г тротила произошел прямо у завода накануне встречи его владельцев, где они планировали обсудить объединение с пикалевским «Глиноземом». Среди акционеров обоих предприятий был Александр Бронштейн.

Алюминиевый бизнес Бронштейн начал вместе с питерским бизнесменом Михаилом Шлосбергом, рассказывает Даниил. Про Шлосберга известно немного. В 1976 году он окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта и почти 15 лет работал в системе Министерства путей сообщения, пока в 1990 году не ушел в автотранспортный бизнес. Он занимался им «на уровне правительств России и Германии», рассказывал его двоюродный брат, политик Лев Шлосберг. По данным регистрационной палаты Санкт-Петербурга, в 1991 году Шлосберг учредил ООО «Предприятие ЛТР», которое занималось транспортом и лесозаготовкой. Другими учредителями выступали немецкие KTH-Handels и LTR Handels, а также мальтийская Shanton International. В каждой из этих компаний работал Бронштейн, как указано в его биографии.

«Волгоградский алюминий» был жемчужиной холдинга Бронштейна и больше всего интересовал Виктора Вексельберга
Знакомство Александра Бронштейна с Вексельбергом и его партнером Леонардом Блаватником (слева) переросло в совместный бизнес

Shanton и LTR были общими компаниями Шлосберга и Бронштейна, рассказывает их знакомый. Это подтверждает один из бывших подчиненных Бронштейна и добавляет, что компании работали по толлинговым схемам с пикалевским «Глиноземом» и Волховским алюминиевым заводом: «С деньгами [у питерских заводов] было сложно. А эти компании владели контрактами на сырье и получали на себя разрешения на переработку». Шлосберг был знаком с руководством питерских алюминиевых заводов благодаря связям во Всесоюзном алюминиево-магниевом институте (ВАМИ), утверждает один из бывших топ-менеджеров крупного алюминиевого холдинга. Бронштейн же выстраивал торговые цепочки, рассказывает его бывший подчиненный. По словам Даниила Бронштейна, начав с трейдинга, Шлосберг с его отцом постепенно скупили акции «Глинозема» у трудового коллектива, консолидировав контрольный пакет. Затем «Глинозем» через суд стал владельцем и Волховского завода, предварительно скупив его долги.

На заводы нельзя было смотреть без слез, иронизирует бывший бизнес-партнер Бронштейна. Волховский завод был запущен в начале 1930-х годов и больше напоминал музей, а себестоимость продукции «Глинозема» была в два раза выше рынка. Дела пошли в гору, после того как Бронштейн привлек еще одного партнера — владельца банка «Флора-Москва» Михаила Отдельнова.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Московский RER Московский RER

Как развивался предшественник столичного наземного метро

Forbes
Большие каникулы Большие каникулы

Volkswagen California и Chrysler Pacifica

АвтоМир
Дом для миллиардера Дом для миллиардера

Кирилл Писарев зарабатывает на элитной недвижимости по всему миру

Forbes
6 способов начать разговор с кем угодно 6 способов начать разговор с кем угодно

Больше ты не будешь одиноко стоять в углу на вечеринке филателистов-агностиков!

Maxim
Дым отечества Дым отечества

Сын Михаила Фридмана не избалован семейным теплом и деньгами

Forbes
Британская удавка: как Россия пострадает от «шпионского скандала» Британская удавка: как Россия пострадает от «шпионского скандала»

Чем может обернуться ультиматум Терезы Мэй

Forbes
Главный дровосек планеты Главный дровосек планеты

Победы, поражения и скитания Джейсона Виньярда, короля топора и пилы

Популярная механика
Чемпионат мира среди дровосеков: как это устроено Чемпионат мира среди дровосеков: как это устроено

Это спорт для больших ребят

Популярная механика
Опора Опора

Последовательность йоги айенгара для здоровья стоп

Yoga Journal
Кресла вместо бомб Кресла вместо бомб

Бомбардировщик превратили в бизнес-джет

Популярная механика
Найдена галактика без темной материи Найдена галактика без темной материи

Специалисты обнаружили необычную галактику, в которой темная материя отсутствует

Популярная механика
Одежный партнер Одежный партнер

Торговля готовым платьем изменила не только облик, но и экономику России

Forbes
Гаджет шарлатана Гаджет шарлатана

Псевдомедицинские приборы

Мир Фантастики
Умирать, так с музыкой: странная традиция стриптиза на похоронах Умирать, так с музыкой: странная традиция стриптиза на похоронах

Китайские власти пытаются запретить вызывать стриптизерш… на похороны

Cosmopolitan
Росбанк возглавил рейтинг надежных банков по версии Forbes Росбанк возглавил рейтинг надежных банков по версии Forbes

Список самых надежных участников рейтинга банков Forbes

Forbes
Самые красивые, экологичные и быстрые автомобили Женевы-2018 Самые красивые, экологичные и быстрые автомобили Женевы-2018

Главные премьеры Женевского автосалона

Forbes
10 малоизвестных производителей самолётов Италии 10 малоизвестных производителей самолётов Италии

Обзор современных итальянских авиастроителей

Популярная механика
Гладкие секреты Гладкие секреты

Тонкости глажки

Лиза
7 предметов мужского гардероба, которые окончательно вышли из моды 7 предметов мужского гардероба, которые окончательно вышли из моды

Какие предметы мужского гардероба лучше отложить подальше

Cosmopolitan
Почему бы и нет: какие тренды женской моды не менее актуальны и для мужчин Почему бы и нет: какие тренды женской моды не менее актуальны и для мужчин

Доверьтесь нам в вопросе модных тенденций

Esquire
Почему разбился Юрий Гагарин? Почему разбился Юрий Гагарин?

50 лет назад Юрий Гагарин разбился при выполнении тренировочного полёта

Популярная механика
Мюнхен — город, непохожий на Германию Мюнхен — город, непохожий на Германию

Столица модников и гурманов, науки и искусств с видом на Альпы

Vogue
Фотографии Марселя Крайста: как сфотографировать взрыв Фотографии Марселя Крайста: как сфотографировать взрыв

Марсель Крайст все снимает «вживую». Главное – правильно поймать момент

Популярная механика
Никого не будет в доме Никого не будет в доме

В этом заброшенном шведском доме поселилась коллекция японской марки Ariake

Seasons of life
Жизнь после выборов: как изменится судьба кандидатов в президенты Жизнь после выборов: как изменится судьба кандидатов в президенты

Российская политика стоит на пороге больших перемен

Forbes
Совладелец «Зимней вишни» перечислил семьям погибших 192 млн рублей Совладелец «Зимней вишни» перечислил семьям погибших 192 млн рублей

На каждого погибшего на пожаре в ТЦ «Зимняя вишня» будет выплачено по 5 млн руб

Forbes
Зачем нам нужна откровенность Зачем нам нужна откровенность

Мы постепенно теряем способность общаться и отдаляемся

Psychologies
10 малоизвестных производителей самолётов Франции 10 малоизвестных производителей самолётов Франции

Великолепная десятка французских производителей самолётов

Популярная механика
Холодный расчет: сможет ли Великобритания отказаться от российского газа Холодный расчет: сможет ли Великобритания отказаться от российского газа

Нанесет ли подобное решение вред потребителям

Forbes
Город Город

Берлин – лоскутное одеяло на карте Германии

Esquire
Открыть в приложении