На честном слове
Возможно, наше желание сказать правду скрывает амбивалентные намерения. Как понять себя и не ранить других?
Я хочу услышать все, что ты об этом думаешь, говори откровенно!» – попросила меня подруга в надежде, что я помогу ей прояснить сложную любовную ситуацию. Я не сомневалась в ее искренности, но все же постаралась высказываться бережно и даже расплывчато, а о некоторых мыслях умолчала. Не хотелось, чтобы повторился недавний случай с моей троюродной сестрой. Она тоже просила совета. Казалось, она видит мою благожелательность… Но прямоту она восприняла как резкость, а мой совет – как вмешательство в ее жизнь. И сказала, что больше не желает со мной говорить. Потом я часами вспоминала разговор, придумывая, как могла бы все ей объяснить.
Чем откровенность отличается от грубости? Может ли забота привести к нарушению границ? Где эта мера, где пределы честности?.. Я обдумывала эти вопросы со всех сторон до тех пор, пока не появилась возможность задать их семейному психологу Елене Улитовой.
«Мне кажется, что «правильная» честность – это прежде всего честность с собой, – уверена наш эксперт. – Она возможна, если мы учитываем, что наши чувства могут быть двойственными. Любовь иногда смешана с ненавистью, жалостью, гневом… Наше стремление помочь близкому порой скрывает менее благородные намерения. Если мы замечаем это в себе, то уже не будем так удивляться, что нас неправильно понимают или даже обвиняют во вмешательстве».
Как же так? Перестать спрашивать совета – и давать советы? Молчать о своем мнении? Мне кажется, что если у нас с кем-то близкие, доверительные отношения, то мы можем говорить свободно... Но при этом чаще всего упускаем из виду свое бессознательное, уточняет Елена Улитова: «Сознательно мы можем иметь самые благие намерения, открыто сообщая ближнему некие сведения, критикуя или давая совет, и бессознательно – желать при этом обрести над ним власть или облегчить совесть. К тому же у собеседника тоже есть бессознательное». Так что его отношение к нам тоже может быть амбивалентным. Как другой нас видит, какое место отводит нам в своей жизни? Мы не знаем этого. Поэтому в личных делах, как и в профессиональных, лучше всего сначала исследовать почву и узнать, что другой готов воспринять.