Смертельный вирус для нефти 60+
Стабильность 2019 года в отношениях России с ОПЕК и крупнейшими потребителями оказалась мнимой.
Э
тот рейтинг готовился на фоне беспрецедентного падения нефтяных цен. Восемнадцатого марта за день баррель WTI подешевел на четверть, почти до $20, а баррель Brent пробил отметку $25. Таких уровней мир не видел с 2002 года. «Витя (нефть WTI. — Forbes), ты болен [коронавирусом]!» — иронизирует и одновременно возмущается участник трейдерского форума. В социальных сетях, чатах, форумах и профессиональных медиа выясняют скорее «кто виноват»: вирус, смертельный не только для пожилых людей, но и для нефти 60+, Россия, якобы сорвавшая сделку c ОПЕК, нетерпеливые арабы или сланцевые нефтяники из США. Общую растерянность по вопросу «что делать» с ценами на нефть сформулировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков: «Хотелось бы выше».
На фоне таких событий жизнь на нефтяном рынке в 2019 году выглядит беззаботной. Особенно при взгляде из России. Благодаря заключенной в конце 2018-го сделке ОПЕК+ цена на нефть марки Brent большую часть года уверенно превышала $60 за баррель, средняя цена Urals составила $63,59 — более $20 запаса к уровню, нужному для профицита бюджета. Ежедневное потребление нефти в мире впервые в истории превысило 100 млн баррелей. Основные кризисы — санкции против экспорта Ирана и атака дронов на инфраструктуру Саудовской Аравии — сыграли скорее на руку российским нефтяникам. Но рейтинг крупнейших покупателей российской нефти показывает, что стабильность в отношениях и c ОПЕК, и с крупнейшими потребителями была мнимой. Россия уже в 2019-м упустила позицию лидера по объемам поставок нефти в Китай — и это без эпидемии коронавируса и беспрецедентных скидок от Саудовской Аравии. Саудовцы же нарастили китайские поставки в полтора раза, до 83,3 млн т. Арабской нефтью, похоже, замещались российские объемы и в начале 2020-го, накануне разрыва сделки ОПЕК+ и начала ценовой войны. В январе-феврале поставки российской нефти в Китай сократились на 35% по сравнению с прошлым годом следует из данных ЦДУ ТЭК. В то же время китайский импорт нефти вырос на 5,2%, до 86 млн т. Китайский рынок ключевой для России. Это не только крупнейший в мире импортер, но и главный покупатель российской нефти — 77,64 млн т в 2019 году. Более половины этого объема (39,7 млн т на $18,3 млрд) приходится на Chinaoil — «дочку» CNPC, которая уже второй год занимает первое место среди крупнейших покупателей российской нефти по версии Forbes. Значительные объемы закупают еще две китайские компании — CEFC China (9,3 млн т на $4,5 млрд) и Unipec Asia Company (4,1 млн т на $2 млрд). И это без учета поставок других трейдеров. По мартовскому прогнозу Goldman Sachs, во II квартале этого года Brent будет стоить в среднем $20 за баррель, а мировой спрос сократится на рекордные 1,1 млн баррелей в сутки. По прогнозам аналитиков, опрошенных Bloomberg в середине марта, цены могут дойти до однозначных значений, а спрос — упасть до 2,8 млн баррелей в день. В таком случае то, что начиналось как битва за долю мирового рынка, станет битвой за выживание российской экономики.
20 крупнейших покупателей российской нефти
1China National United Oil Corporation
Руководитель: Тянь Цзинхуэй Год образования: 1993 Штаб-квартира: Пекин, Китай Владелец: CNPC
Сумма контрактов: $18,3 млрд
Объем закупок: 39,7 млн т
Стоимость барреля: $63,1
Партнеры в России: «Роснефть», «Транснефть», «Газпром нефть»
Пункты покупки: порт Козьмино, ПСП «Джалинда» (граница России и Китая), КПП «Алашанькоу» (граница Казахстана и Китая)
Chinaoil по итогам 2019 года вновь стала крупнейшим покупателем российской нефти и по общей сумме контрактов, и по физическим объемам поставок: 39,7 млн т на $18,3 млрд. Главный контрагент Chinaoil в России — «Роснефть». В 2019-м Китай установил новый рекорд импорта нефти: поставки в эту страну по сравнению с 2018 годом выросли на 9,5% и превысили 500 млн т. Для сравнения, добыча России за этот же период составила 561 млн т. Китай сохранил статус крупнейшего покупателя российской нефти.
2Litasco
Руководитель: Назим Сулейманов Год образования: 2000 Штаб-квартира: Женева, Швейцария Владелец: «Лукойл»
Сумма контрактов: $17,4 млрд
Объем закупок: 38,3 млн т
Стоимость барреля: $62,3
Партнеры в России: «Лукойл», «Башнефть-Полюс», «Сургутнефтегаз» Пункты покупки: порты Приморск, Усть-Луга, Варандей, Козьмино, Новороссийск, НПС «Комсомольская», ПСН «Будковце» (Словакия), МПК «Юрий Корчагин»
Трейдер «Лукойла» Litasco сотрудничает не только с материнской компанией. Несмотря на то что «Башнефть» была продана «Роснефти», Litasco сохранил контракты с СП «Башнефть-Полюс», которое добывает нефть на месторождениях им. Требса и Титова. «Лукойл» планировал продать Litasco третьей стороне или менеджменту, не исключался также вариант IPO. Но в октябре 2019-го президент «Лукойла» Вагит Алекперов заявил, что вопрос продажи Litasco окончательно закрыт: «Не смогли отделить его от бизнеса компании».
3Rosneft Trading
Руководитель: Маркус Купер Год образования: 2011 Штаб-квартира: Женева, Швейцария Владелец: «Роснефть»
Сумма контрактов: $12,5 млрд
Объем закупок: 28 млн т
Стоимость барреля: $61,2
Партнер в России: «Роснефть»
Пункты покупки: порты Приморск, Новороссийск, Усть-Луга, Козьмино, Йосу (Южная Корея), ПСН «Адамова застава» (Польша) Трейдер «Роснефти»
Rosneft Trading третий год сохраняет третью позицию в рейтинге крупнейших покупателей российской нефти. Объемы выросли на 2,9 млн т, но общая сумма контрактов осталась на прежнем уровне. В феврале 2020-го Rosneft Trading и председатель совета директоров этой компании Дидье Касимиро попали под американские санкции за работу в нефтяном секторе Венесуэлы. США предупредили, что также под санкции рискует попасть любой, кто ведет дела с Rosneft Trading или Касимиро.
4Total Oil Trading (включая Total E&P Russie)
Руководитель: Томас Ваймель
Год образования: 1984
Штаб-квартира: Женева, Швейцария