Павел Титов: «Играть по одним правилам»
Павел Титов, президент группы компаний «Абрау-Дюрсо», делится соображениями по поводу замедленного течения времени в виноделии вообще и необходимости играть по общим правилам в российском виноделии в частности.
Давайте окинем взглядом прошедший 2021 год. Каким он был для отрасли и для «Абрау-Дюрсо»?
Мы первый полный год жили по новому закону «О виноградарстве и виноделии». Так что, несмотря на трудные погодные условия и другие вызовы, для отрасли это был первый, по сути, стабильный год. В течение него мы боролись за то, чтобы шероховатости нового закона были сглажены и наконец учредили Федеральную саморегулируемую организацию по виноградарству и виноделию.
Закон подвел «Абрау-Дюрсо» к изменению модели бизнеса. Это был первый год, когда мы работали исключительно на российском сырье. В 2021 году был собран первый полноценный урожай с массива своих собственных виноградников, который доформировался после покупки винодельни «Юбилейная».
Для «Абрау-Дюрсо» это был и год поиска. Учитывая реалии российского винного рынка и рынка алкогольной продукции в целом, включая и глобальные запросы, мы приняли новую стратегию развития компании. Мы планируем огласить детали в апреле, а сейчас, чтобы обойтись без спойлеров, хотел бы ограничиться только общими словами. Мы выбирали дальнейший путь: развивать ли «Абрау-Дюрсо» в область life style, превращая его в зонтичный бренд, который расходится по разным категориям продуктов, уже не связанных непосредственно с виноградом и алкоголем, или расширить свои уже достаточно большие возможности по дистрибуции и концептуальной разработке новых продуктов, продвигаясь в сторону создания крупного алкогольного конгломерата с большим портфелем брендов.
Мы выбрали второй путь.
Процесс выбора был сложным, он продолжался практически весь год, зато мы закончили 2021 год с четким пониманием, что делаем дальше.
В 2021 году на «Абрау-Дюрсо» сыпался фейерверк медалей и призов самых престижных российских и международных конкурсов…
«Абрау-Дюрсо» в тренде! Но у российских виноделен вообще нарастает поток серьезных наград международного уровня. Мы в равной степени гордимся, например, успехами наших коллег, которые попали в рейтинг The World’s Best Vineyards.
Для нас же важнейшей была победа на мировом конкурсе игристых вин Champagne & Sparkling Wine World Championships. Это большой стимул и большая гордость — но теперь еще и большой вызов, потому что дальше нужно добиваться не менее значимых результатов.
Значимых по качеству, но, наверное, и по объему продаж?
Сейчас мы существуем в парадигме достаточно сложной экономической ситуации в России, да и во всем мире. Те усилия, которые мы прилагали к росту производства, принесли плоды, и рост состоялся. Но каждая новая сотня тысяч бутылок дается сложнее и дороже, чем предыдущая. Покупательная способность населения падает…
Решение «Абрау-Дюрсо» начать производство части своей продукции в Азербайджане с этим как-то связано?
Приобретение винного завода в Азербайджане — один из стратегически важных шагов, сделанных в прошлом году. Работа над этой сделкой велась не один месяц. Сначала был взят в аренду винзавод города Шеки и собран урожай 2021 года. И уже по результатам оценки этого урожая было принято решение о покупке. Мы увидели очень высокий потенциал шекинского терруара. Вы ведь представляете себе географическое положение знаменитой Алазанской долины? Так вот, Шекинский район — это ее продолжение, по южному предгорью Кавказского хребта.
Очень глубокое впечатление на нас произвели местные автохтонные сорта винограда: баяншира и мадраса. Сухие вина из них, и моносортовые, и в блендах с европейскими сортами, оставили яркие воспоминания.
Мы отдали миллион евро за завод и оборудование, а также взяли на себя обязательства инвестировать еще более двух миллионов евро в развитие. Но признаюсь, что амбиций у нас намного больше. В частности, есть планы по высадке своих виноградников, 300–500 га под местные сорта. Развивая этот проект, мы преследуем две цели. Одна из них — производство там базовых линеек тихого вина, которые не привязаны к наименованию места происхождения товара «Абрау-Дюрсо».
Низкая маржинальность этих вин сейчас просто не позволяет производить их в России, где стремительно подорожало сырье — виноград. Так что эта продукция или просто исчезнет (а это около миллиона бутылок!), или мы будем производить ее там, где это позволяет более низкая себестоимость. Эти вина не для великих наград, это массмаркет, но они востребованы потребителем.
Однако мы уверены, что на нашем предприятии AzAbrau мы сможем выпускать и гамму вин более высокого — субпремиального и премиального — уровня, и это наша вторая цель. Мы также рассматриваем возможность возрождения торговой марки «Шеки Шараб». В любом случае мы будем следить за результатами первых урожаев, доукомплектовывать оборудованием производство и внимательно смотреть, как эволюционируют наиболее интересные сорта.