Не стоит сводить арт-мир к паре крайностей

ForbesКультура

Пятьдесят оттенков серого искусства

Не стоит сводить арт-мир к паре крайностей

Извечное деление произведений искусства на оригиналы и подделки — такой, казалось бы, опорный момент, чуть ли не главная экзистенциальная дихотомия арт-рынка. Увы, подход приятен своей простотой, но реальной картины не отражает. В реальности дело обстоит так: между точками А (на 100% оригинал) и Z (на 100%подделка) располагается еще целый широкий спектр оттенков — так называемое серое искусство. Скажу так: не все то оригинальная работа, что ею кажется. И не все то подделка, что не стопроцентный оригинал.

Если перечислять возможные типы произведений-двойников по мере их удаленности от первоисточника (вплоть до самых криминальных), то ближе всего к оригиналу по значимости и ценности будет авторский вариант: картина, написанная тем же художником, на тот же сюжет и зачастую в тот же год, что и первое произведение. Пример — хрестоматийное полотно «Витязь на распутье» Виктора Васнецова: оригинал хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, а повторения с тем же названием, но чуть меньших размеров можно увидеть в Доме-музее Васнецова и в частной коллекции. Все картины датируются одним годом (1882) и являются законченными работами — в противовес многочисленным эскизам с тем же сюжетом.

Авторская копия, в отличие от авторского варианта, зачастую создается художником спустя некоторое время после оригинала. Например, Малевич не раз повторял свои ранние работы (включая «Черный квадрат»), в том числе специально для Венецианской биеннале 1923 года. На то была причина: оригинальные картины, экспонированные в 1915 году на выставке «0,10», вывезти из страны было невозможно. В течение жизни, кстати, Малевич копировал свой «Квадрат» еще дважды.

Идем дальше. Вариант повторения картины, сравнимый с авторским копированием, — это так называемая копия авторизованная. Она создается под контролем автора (или его правопреемников) с использованием современных технологий: 3D-печать, печать-жикле и аналоги. Такие копии, к слову, довольно популярный товар. Музей Ван Гога, например, однажды собрал деньги на ремонт здания, продавая принты работ художника по $50 000 за штуку.

Еще один вид копии — повторение работы другим автором. Такие картины создаются художниками на заказ или просто в качестве упражнения во время обучения. В этом случае, разумеется, и речи не идет о фальсификации: художник не пытается выдать свою работу за работу более именитого мастера, а покупатель понимает, с чем он имеет дело.Чуть далее по значимости от оригинала находятся картины, созданные не самим автором, а художниками его круга или студии. Нередко это его ученики либо люди, работающие с ним или на него, повторяющие его стилистику и художественные приемы. Мастер может начинать работу и подписывать готовую картину, тогда как промежуточные этапы выполняют другие. Пример — многочисленные работы учеников Юлия Клевера-старшего, которые в народе даже прозвали «клеверками». Такие вещи обычно пишутся с одобрения художника (и да, могут нести на себе его подпись), но по качеству исполнения значительно уступают произведениям самого мастера. Следующий вариант копирования — так называемые оммажи, работы-посвящения. Имитируя чью-то манеру, цитируя чужие художественные приемы, автор своеобразно выражает другому мастеру свое почтение, проявляет увлечение его техникой.

Все, о чем я говорил ранее, если не продается под видом оригинальной работы, к криминальным подделкам не относится.

Теперь о серой части спектра. В ней, прежде всего, неавторизованные копии. Это, например, те же жикле, не одобренные автором или его правопреемниками. Затем идут копии существующих работ (или их фотографий), созданные нашими современниками: они не несут, по сути, никакой исторической (а иногда и эстетической) ценности. Из последних громких историй — недавний большой судебный процесс, связанный с картиной «В ресторане» Бориса Григорьева. Или скандал с выявленными копиями работ Любови Поповой в Ростовском музее, разворачивающийся на наших глазах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гены за деньги Гены за деньги

Коммерческая геномика. С какими проблемами сталкиваются ученые и инвесторы?

Forbes
Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться» Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться»

25 лет на сцене — певица Слава по праву может гордиться этим достижением

Добрые советы
Семейные узы Семейные узы

Рейтинг самых богатых женщин России

Forbes
Французское влияние в мягком подбрюшье России Французское влияние в мягком подбрюшье России

Как Париж выстраивает стратегическое партнерство с государствами Средней Азии

Монокль
Власть бизнеса: 50-100 Власть бизнеса: 50-100

Forbes составил первый рейтинг влиятельных россиян

Forbes
Почему в жару отекают ноги и как снять отек Почему в жару отекают ноги и как снять отек

В чем причины отеков лодыжек и стоп в жару

РБК
Инструмент капиталиста Инструмент капиталиста

Как производитель болтов и шарниров превращается в технологического гиганта

Forbes
Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения

Влияет ли пол на музыкальные предпочтения?

Forbes
Игра в бренды Игра в бренды

Компания Ferrero намерена удвоить рост в ближайшие 10 лет

Forbes
VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии

Книги, которыми (возможно) вдохновлялись Сэм Альтман, Стив Джобс и Билл Гейтс

Inc.
«Рассчитывать на импорт рискованно и ненадежно» «Рассчитывать на импорт рискованно и ненадежно»

Президент ТК «Мистраль-трейдинг» Беслан Агрба

РБК
Атмосфера жизни Атмосфера жизни

Загородный подмосковный дом с интерьером вне времени

SALON-Interior
Папа Док, злой дух Гаити Папа Док, злой дух Гаити

Как династия Дювалье создала в Гаити уникальную атмосферу всепроникающего ужаса

Дилетант
«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
Прачечная на замке Прачечная на замке

Как российские деньги и прибалтийские банки потеряли друг друга

Forbes
Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы

Памятка на случай, если кража автомобиля уже произошла и пора действовать

ТехИнсайдер
Двое в голубом океане Двое в голубом океане

Как квантовый компьютер и искусственный интеллект помогут друг другу

Forbes
«Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве «Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве

Художник Саша Браулов о вышивке как методе и силе доброты

Правила жизни
Тихий — новый громкий Тихий — новый громкий

Сергей Сироткин о хулиганском прошлом, любви к кошкам и лайфхаках для песен

Правила жизни
Рост на цифрах Рост на цифрах

Какие факторы способствуют увеличению рынка ЦФА

Ведомости
Электрическое движение Электрическое движение

Электродвижение в яхтинге: путь к экологичной навигации

Y Magazine
Цифровая паутина «Черного квадрата» Цифровая паутина «Черного квадрата»

Как манифест Малевича переосмысливают современные художники

Вокруг света
Пути к вершинам: 5 самых необычных канатных дорог в мире Пути к вершинам: 5 самых необычных канатных дорог в мире

Самые впечатляющие подъемники, от которых захватывает дух

ТехИнсайдер
У берегов Явы обнаружили обломки черепов поздних эректусов У берегов Явы обнаружили обломки черепов поздних эректусов

Впервые были описаны фрагменты черепов архаичных людей, поднятые у острова Ява

N+1
Заменили отцов на заводах Заменили отцов на заводах

Юные герои тыла: как дети работали на заводах во время Великой Отечественной

Ведомости
ПИФы навели на цель ПИФы навели на цель

В борьбе за инвесторов компании запускают нишевые и экзотические фонды

Монокль
Маурицио Каттелан Маурицио Каттелан

Правила жизни художника Маурицио Каттелана

Правила жизни
«Мы не воюем, мы работаем» «Мы не воюем, мы работаем»

О службе в Афганистане и Чечне, а также о специфике работы советских погранвойск

Монокль
Индустрия со вкусом Индустрия со вкусом

Какой сейчас является пищевая промышленность Москвы

Ведомости
Вход в провал: какие гаджеты опередили свое время и потерпели неудачу Вход в провал: какие гаджеты опередили свое время и потерпели неудачу

Гаджеты, которые обещали перевернуть нашу жизнь, но в итоге потерпели крах

Forbes
Открыть в приложении