Две мужские правды
«Внебрачные связи»: Арно Деплешен экранизирует Филипа Рота
В прокате — «Внебрачные связи» Арно Деплешена, очень французская экранизация очень американского романа, еще раз доказывающая, что Филипа Рота экранизировать невозможно.
Немолодой американский писатель, работающий в Лондоне над очередной книгой, изменяет жене с очаровательной англичанкой, с которой обсуждает ее семейные сложности и проблемы антисемитизма в Лондоне. Еще он ведет долгие телефонные разговоры с бывшей любовницей, которая борется с онкологическим заболеванием, и расспрашивает бывшую студентку, попавшую в психушку, каково это — электрошоковая терапия. Он называет себя «фетишистом словесности», короче, он зануда-интеллектуал, собирающий женские истории и женские слезы. Леа Сейду (она играла и в предыдущем фильме Деплешена «Боже мой!», 2019) в роли его английской любовницы так хороша, что любого зрителя заставит понять, что такое male gaze. Бывшую возлюбленную играет постоянная актриса режиссера Эмманюэль Дево. В роли автора, альтер эго Филипа Рота,— Дени Подалидес, игравший у Деплешена еще в раннем «Как я обсуждал... (свою сексуальную жизнь)», а потом успевший за свою жизнь сыграть и Сартра, и Луи Люмьера, и Николя Саркози. Здесь он — жалкий пожилой сатир, почти пародия на «токсичную маскулинность», только это маскулинность седая, лысеющая, лелеющая собственные фобии.
Великий американский писатель Филип Рот («Случай Портного», «Моя мужская правда», «Американская пастораль», «Людское клеймо»), певец американской неудовлетворенности — во всех смыслах, и сексуальном, и историческом, и культурологическом,— дотошно и зло исследовал человека как сексуальное животное, человека как животное умирающее, но едва ли не более всего он интересовался самим собой, Филипом