12 самых интересных нарядов королевы Елизаветы II
6 февраля исполняется 70 лет с момента восшествия на престол британской королевы Елизаветы II. По этому случаю рассказываем о ее лучших образах и секретах, которые за ними скрываются
Свадьба с принцем Филиппом, 1947
Сложно представить, что на свадебное платье наследницы британского престола копили всей страной. Однако в 1947 году, когда Великобритания наряду с союзниками переживала последствия Второй мировой войны, противоречий это не вызывало. Королевская семья, как и ее поданные, жила по талонам, выписываемым правительством, которое проводило курс жесткой экономии и пыталось воспрепятствовать бессмысленной трате казенных средств. Но британцам, уставшим от давящего трагизма, хотелось большого праздника, которым могла стать изначально стремившаяся к аскетизму королевская свадьба. Невесты со всей страны пожертвовали принцессе Лилибет (так будущую королеву называли близкие) сотни талонов для пошива роскошного подвенечного платья. Однако воспользоваться ими она не смогла: политика лейбористской партии запрещала передачу средств третьим лицам.
На фоне ажиотажа вокруг грядущего торжества правительство все же выделило невесте дополнительные 200 талонов. На них Елизавета заказала несколько метров тончайшего шелка (непременно созданного китайскими шелкопрядами, а не «вражескими» японскими или итальянскими), а также 10 тыс. жемчужин, доставленных из США. Из них Норман Хартнелл, который на тот момент создавал наряды для королевы-матери, а после коронации Елизаветы был приставлен к ней в качестве официального портного, сшил платье цвета слоновой кости с фигурным вырезом и цветочной вышивкой, во многом вдохновленное картиной Сандро Боттичелли «Весна». Образ завершили пятиметровая фата из прозрачного тюля, атласные туфли марки Rayne и тиара с бриллиантовой бахромой, ранее принадлежавшая бабушке Елизаветы, Марии Текской. На всю работу понадобилось два месяца и 350 мастериц, двум из которых канадская писательница Дженнифер Робсон посвятила книгу «Платье королевы». «Роман о королевской свадьбе и не только» вышел в издательстве Inspiria этой весной.
Дебют на параде Trooping The Colour, 1947
В 1947 году 21-летняя принцесса Лилибет сопроводила отца, короля Георга VI, на конном параде в честь его официального дня рождения. Традиция была придумана королем Георгом II, который родился в ноябре, но решил, что это не самый погожий месяц для масштабного празднования. Монарх определил для этого другой день, указом предоставив такую же возможность своим преемникам. Для Георга VI это был второй четверг июня, а для его дочери, впоследствии занявшей трон, — вторая суббота июня. С достижением совершеннолетия и до появления первых седин Елизавета II практически ежегодно надевала красную форму гвардейского полка с медалями, полученными ею до того, как стать королевой, седлала лошадь и проводила смотр молодых офицеров. И надо сказать, что в мужском мундире, особенно старого образца — более аскетичном, архитектурном и приталенном, вкупе с кожаными перчатками и фуражкой она выглядела очень органично.
Тур по Канаде, 1951
За год до того, как по Великобритании громом прокатилась фраза «король умер, да здравствует королева», Георг VI поручил своей Лилибет вместе с супругом отправиться в Канаду. Харди Эмис, модельер с Сэвил-роу, впоследствии ставший еще одним официальным портным Елизаветы, собрал для нее внушительный гардероб с норковыми шубами, кружевными платьями, бриллиантовыми диадемами и сменяющими их на менее торжественных мероприятиях шляпами. Букингемский дворец спешил представить будущую королеву в самом выгодном свете, в том числе модном. Однако наибольшее впечатление на тех, кто читал утренние газеты ради не столько новостей, сколько фотографий, произвела неочевидная и утилитарная вещь: длинный объемный кейп, надетый для дополнительной защиты от ливня. Под ним у Лилибет скрывались жакет и юбка протокольной длины ниже колен. Но разве тогда, как и сейчас в свете возвращения кейпа в моду, это кого-то волновало?