Воздушные порталы: где и как обновляют инфраструктуру аэропортов
В России более пяти лет активно обновляется региональная аэропортовая инфраструктура. Стартовав в 2018 году в рамках федерального проекта «Развитие региональных аэропортов» и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, данный процесс не приостановился даже после ограничения прямых воздушных сообщений с рядом западных стран, решивших таким образом изолировать нашу страну от внешнего мира. Продолжившееся развитие российских аэропортов позволило расширить внутренние авиамаршруты, повысить комфорт и безопасность для пассажиров, придало импульс экономике регионов. Что уже выполнено и как правительство справляется с финансированием строительства и реконструкции региональных аэропортов? Расскажем об этом подробнее.
Аэропорт как визитная карточка
Любой аэропорт — это не только объект транспортной инфраструктуры, но и визитная карточка региона. От его состояния, основных функций, технического оснащения зависит регулярность и безопасность полетов, качество обслуживания пассажиров и грузов и конкурентоспособность воздушной гавани.
В течение 2018 – 2023 годов в России было введено в эксплуатацию 33 объекта аэродромной инфраструктуры, в том числе 19 взлетно-посадочных полос. Среди значимых объектов, введенных в эксплуатацию, значатся логистический комплекс в международном аэропорту Жуковский, терминалы B и C в международном аэропорту Шереметьево, новые аэровокзальные комплексы Нового Уренгоя, Домодедова, Новосибирска, Владикавказа, Сангара, Хандыги, Ремезова (Тобольск), Утреннего (ЯНАО), аэропорт «Гагарин» (Саратов), новые пассажирские терминалы в международных аэропортах Саранска, Симферополя и Калининграда, новый пассажирский терминал внутренних воздушных линий аэропорта Гумрак в Волгограде. Кроме того, были реконструированы аэропортовые комплексы в Челябинске, Норильске, Хабаровске, Минеральных Водах, Якутске, Великом Устюге. Проектировщики зачастую подходят к решению творчески: к примеру, нестандартная архитектурная концепция новоуренгойского терминала в виде традиционного жилища коренных народов Cевера — чума — позволила отнести этот крупнейший авиаузел Ямало-Ненецкого автономного округа к одном из самых красивых в России.
При обновлении аэропортовой инфраструктуры основной упор делается на реконструкцию действующих аэродромов с реконструкцией ВПП, рулежных дорожек, мест стоянок и зданий аэровокзалов. Как заявлял заместитель министра транспорта России Василий Десятков, в 2023 году в региональных аэропортах было введено 9 ВПП — почти столько же, сколько за предыдущие 4 года. Среди подобных завершенных в прошлом году проектов — реконструкция 3-километровой ВПП с применением гидрофобизирующего состава отечественного производства, увеличивающего срок эксплуатации аэродромных покрытий до 25 лет, и других объектов в аэропорту Магнитогорска, а также строительство нового аэровокзального комплекса на 5 млн пассажиров в год, стилизованного под морской прибой, на Сахалине.
В планы 2024 года входит достройка и сдача в эксплуатацию 13 объектов, включая 9 ВПП в аэропортах Кемерова, Мирного, Орла, Охотска, Полярного, Томска, Воронежа, Грозного и Беринговского (Чукотский АО). Так, после обновления и ремонтов аэропортов в Енисейске и Кирове, позволивших им увеличить пассажиропоток, в этом году совершенствуется инфраструктура Геленджика, на завершающий этап вышли работы в аэропорту Воронежа им. Петра Первого, готовятся к открытию новые терминалы в Чебоксарах и Томске.
Выполняемая реконструкция 6 объектов, в том числе ВВП в аэропортах Бодайбо, Тиличиков, Махачкалы, Йошкар-Олы, аэродромная инфраструктура Мурманска и аэровокзальный комплекс в Грозном, будет завершена в 2025 году. Также в следующем году заработают терминалы в аэропортах Оренбурга, Благовещенска, Минеральных Вод, Хабаровска и других, в 2026-м — в Магнитогорске, Чите, Калининграде, Челябинске.
Ранее сообщалось о планах по реконструкции в 2025 – 2030 годах пяти аэропортов в Ростовской области — Волгодонске, Вешенской, Белой Калитве, Ремонтном и Сальске — для возрождения региональных авиаперевозок. До 2030 года будут приведены в порядок и аэропорты в новых регионах: здесь требуют восстановления воздушные гавани Луганска, Мариуполя, Донецка, Мелитополя.
Кроме того, в скором времени аэропортовую инфраструктуру России пополнят объекты калининградского Храброво и Камчатки, новые аэровокзальные комплексы в Улан-Удэ (он будет похож на буддийскую пагоду) и на Колыме (здесь строительство ведется в условиях вечной мерзлоты), терминалы внутренних и международных авиалиний общей мощностью до 600 пассажиров в час в Благовещенске.