«Лучшая актриса всех времен и народов»: восемь главных ролей Анук Эме
18 июня в возрасте 92 лет умерла французская актриса Анук Эме. Она снималась у Бернардо Бертолуччи и Федерико Феллини, который после съемок «Сладкой жизни» назвал ее «лучшей актрисой всех времен и народов». Но самая известная и каноническая роль Эме — в фильме «Мужчина и женщина» Клода Лелуша. Вспоминаем знаковые фильмы с ее участием
«Любовники Вероны», 1949 год
Режиссер: Андре Кайат
Фильм рассказывает о двух начинающих актерах, которые снимаются в экранизации «Ромео и Джульетты» и влюбляются друг в друга. Их история переплетается с шекспировской драмой и заканчивается столь же трагически.
В титрах к этому фильму впервые появилось имя Анук Эме, хотя актриса снималась и до этого. Урожденная Николь Франсуаз Флоранс Дрейфус взяла в качестве псевдонима имя своей героини из фильма «Дом под водой» (1947). А фамилию Aimée, что в переводе с французского значит «любимая», ей посоветовал взять поэт Жак Превер, писавший сценарий «Любовников Вероны» специально для 16-летней актрисы.
Оператор Анри Алекан в своих мемуарах позже вспоминал, что во время съемок Анук Эме пришлось нырять в реку Адидже полностью обнаженной на глазах у толпы зевак, которых никто не пытался отогнать.
Через два года после итальянской премьеры фильм вышел в международный прокат. Критики сочли историю слишком слащавой, но оценили дарование Эме.
«Монпарнас-19», 1958 год
Режиссер: Жак Беккер
Анна Ахматова считала этот фильм пошлым — вероятно, ей не нравилось, как в нем был изображен Амедео Модильяни, которого она знала лично. Анук Эме же сыграла возлюбленную художника, модель и художницу Жанну Эбютерн.
Эбютерн сбегает от семьи в Ниццу, где Модильяни (Жерар Филип) пытается поправить здоровье, подорванное алкоголем и курением. Позже они возвращаются в Париж и с трудом сводят концы с концами — работы художника начинают интересовать коллекционеров только после его смерти.
В этом фильме героиня Анук Эме — поначалу всего лишь муза и любовный интерес главного героя (к тому же не единственная, к кому он неравнодушен). Ее прототип описывали как очень тихую, нежную, деликатную и застенчивую студентку из буржуазной семьи. Она — «дева в беде», которую герой пытается спасти от строгих родственников. Впрочем, в конечном счете они меняются ролями: это Жанне приходится спасать обуреваемого демонами и умирающего от туберкулеза художника. Ни экранной, ни реальной Эбютерн это не удалось. На следующий день после смерти Модильяни она выбросилась из окна, будучи беременной.