За одуванчики обидно
У российских фермеров и крупных хозяйств заметно вырос интерес к возделыванию лекарственных трав. Для полноценного запуска этого бизнеса в стране придется возродить утраченную школу и техническое обеспечение лекарственного растениеводства

Одна из российских агрономических компаний «Плант-Бокс» недавно начала предлагать растениеводам комплексные услуги по сопровождению выращивания лекарственных трав. Так называемое коробочное решение предполагает снабжение фермеров семенами трав, полный консалтинг в части агротехнологий, а главное — обратный гарантированный выкуп продукции. По замыслу «Плант-Бокс», это позволит решить проблему отсталости лекарственного растениеводства в стране, в которое аграрии, даже несмотря на высокую рентабельность, пока не рискуют активно инвестировать. Основные проблемы — длительные циклы выращивания трав, отсутствие эффективных семян, а также нужных навыков и технологий.
Несмотря на то что площадь плантаций под травами в прошлом году увеличилась на треть, товарное производство выросло незначительно, а импорт — заметно. По разным позициям, импорт составляет от 20 до 80% всего используемого сырья, в том числе такие «символы» России, как ромашка, листья березы и даже одуванчики. Импорт растет в ответ на стабильный рост спроса на лекарственные травы со стороны не только фармкомпаний, но и пищевой, косметологической, гигиенической и прочих индустрий.
Проект «Плант-Бокс» — одно из первых решений, которое предлагает агрокомпаниям и инвесторам обратить внимание на этот неосвоенный, но весьма рентабельный рынок.
Травы идут в рост
Мировой рынок лекарственных трав оценивается примерно в 60 млрд долларов в год, но Россия с ее обширными полями далеко не лидер на нем (первые места у Китая, Индии, Африки, США и ЕС). Российский рынок лекарственных трав растет последние годы на 56% в год, хотя по объему невелик — порядка 1112 млн долларов. При этом в России тысячи компаний закупают травы в сухом виде или в экстрактах. Больше всех — фармацевтическая промышленность (до трети препаратов растительного происхождения используют в практической медицине), производители пищевой продукции (БАДы, продукты, напитки), косметология (бьюти-сфера, гигиена) и прочие. Большинство из них активно растут в последние годы, и больше всего рынок БАД, который, по данным AlphaRM, вырос в прошлом году на 11%. Это общемировая тенденция, аналитики прогнозируют рост глобального рынка фитопрепаратов с 83 млрд долларов в 2020 году до 550 млрд в 2030-м. «Еще в период пандемии стало понятно, что сегмент препаратов на основе лекарственных трав (а это далеко не только БАДы, но и фармпрепараты) будет уверенно расти, поскольку люди больше стали заботиться о здоровье и стали уделять внимание незнакомым прежде способам поддержания здоровья, в том числе щадящими растительными сборами или теми же БАДами, — говорит директор по развитию AlphaRM Николай Беспалов. — И однозначно регулярно растет спрос на сами лекарственные растения, которые дорожают быстрее самих лекарств». По его данным, растительное сырье для фарминдустрии подорожало на 40% за последние несколько лет.
Вследствие растущих запросов от разных отраслей аграрии в прошлом году заложили под лекарственные травы на 36% больше площадей. По данным Всероссийского научно-исследовательского института лекарственных и ароматических растений (ФГБНУ ВИЛАР), сейчас в России площадь лекарственных и эфиромасличных культур составляет 131 тыс. га, то есть 0,2% всех посевных площадей. Российские компании (их не более 100) производят до 80% лекарственных трав, включенных в Государственный реестр лекарственных средств. На рынке известны такие крупнейшие производители — заготовители лекарственного сырья, как «Эвалар», «Красногорсклексредства», «Вистерра», крымский Фитосовхоз «Радуга» (занимает почти половину рынка эфирных трав и масел), «Фитофарм», «Травы Башкирии» и другие. В основном лидеры рынка сами же выпускают из выращиваемых трав фитопрепараты, чаи и прочее, работая по замкнутому циклу от поля до прилавка. Но они продают сырье и сторонним компаниям. «На рынке из ста компаний всего 20 работают в национальном масштабе, поэтому периодически образуется локальный дефицит тех или иных растений, — говорит президент Ассоциации производителей и потребителей традиционных растительных лекарственных средств Андрей Козко. — Есть немалая доля заготовителей дикорастущих трав, но это очень узкая ниша, поскольку себестоимость таких растений кратно вырастает из-за ручного труда в горах и полях, а качество сбора низкое и требует сортировки и доработки».