Российские компании вполне могут встроиться в рынок светодиодных технологий

ЭкспертHi-Tech

Влиться в светодиодную революцию

Мир накрывает очередная революция в сфере средств визуализации — светодиодных экранов. Российские компании вполне могут встроиться в рынок новых светодиодных технологий, несмотря на то что непосредственное производство дисплеев нового поколения развивается за границей

Алексей Грамматчиков

Мировой спрос на светодиодные экраны превысил 1,5 млрд долларов и продолжает бурно расти. Российские компании заказывают выпуск LED-дисплеев в Китае под своими брендами, комплектуют их собственным программным обеспечением и успешно интегрируют такую продукцию в сложные визуальные решения, в том числе в странах дальнего зарубежья

«Го-о-о-о-о-л!!!» — футболисты обнимаются и празднуют победу. Подобные эпизоды спортивного праздника на прошедшем чемпионате мира в России видели сотни тысяч болельщиков на огромных, высотой с пятиэтажный дом, экранах. На стадионе «Фишт» в Сочи специально накануне чемпионата на противоположных сторонах футбольной чаши установили два огромных светодиодных экрана российской марки Polyled LK-P10 размером 17,9 на 9,6 метра и площадью 172 кв. м (это больше площади крыла самолета Ту-134). Особенность этой громадины в том, что экран полностью светодиодный. И пусть он произведен в Китае, но доработан и установлен при активном участии российских инженеров. Этот опыт — еще один пример потенциальной рыночной ниши для российских компаний в глобальной «светодиодной революции», набирающей обороты.

Светодиодный прорыв

Еще в начале XX века физики установили, что полупроводники обладают свечением: в частности, явление свечения вокруг кристаллов карбида кремния в 1907 году заметил британец Генри Раунд. После него советский ученый Олег Лосев провел ряд успешных экспериментов, впервые исследовав этот феномен (в науке он до сих пор называется «свечением Лосева»). В 1960-е инженеры научились создавать полупроводниками излучение различного цвета. Так, собственно, и появились светодиоды (Light Emitting Diode, LED).

Светодиоды сейчас успешно распространяются во многие сферах, например в бытовом освещении. Что же касается видеомониторов, то первый LED-экран был создан американцем Джоном Митчеллом еще в 1977 году. До самого последнего времени они не могли полноценно соперничать с экранами других типов, прежде всего со знакомыми всем нам по компьютерам, смартфонам и бытовым телевизорам ЖК-дисплеями на основе жидких кристаллов (другое название — LCD, Liquid Crystal Display). Проблема заключалась в том, что светодиоды не удавалось сделать компактными: определяющий эту характеристику показатель, так называемый шаг пикселя, в мониторах был очень большим, поэтому на такие экраны можно было смотреть только с большого расстояния, а ближе картинка рассыпалась на точки.

Но недавно инженеры нашли решение: если раньше минимальный шаг пикселя в светодиодной технологии был 8–10 мм, то несколько лет назад производители сократили его сначала до 6 мм, потом до 3 мм, и, наконец, на последних выставках широко представляется шаг пикселя в светодиодных экранах 1–1,2 мм. А некоторые разработчики демонстрируют решения с шагом 0,9 и даже 0,7 мм, что делает разрешение LED-экранов вполне приемлемым для просмотра даже с близкого расстояния.

Светодиодные экраны не имеют швов, они могут принимать необычные формы и гораздо ярче традиционных ЖК-дисплеев

Больше и ярче

Одновременно инженерам удалось справиться и с проблемой излишней яркости светодиодных экранов при формирования качественного изображения (раньше в помещении такой экран можно было смотреть только в затемненных очках). Помимо этого светодиоды теперь могут правильно передавать градации темных и светлых тонов, создавая правильную цветовую картину. Светодиодные решения сегодня уже поддерживают HDR — динамический диапазон высокого разрешения (HDR-технологии позволяют делать изображения высокой контрастности и при этом сохранить все важные детали в темных и светлых областях изображения). Получается, что LED-экраны теперь ничем не хуже, чем LCD. И даже лучше: они дают ряд важных преимуществ, особенно в сегменте наружной визуализации.

Например, весомое преимущество светодиодных решений в том, что из таких экранов можно построить отображающую поверхность любых форм и размеров вообще без видимых «швов». Проблема в том, что ЖК-экраны в силу своей специфики имеют по краям рамку, поэтому панели не могут вплотную прилегать друг к другу и у таких экранов видны швы между модулями, которые могут делать нечитаемыми мелкие детали изображения.

К другим преимуществам LED-технологии относится их модульность. В свое время компания Panasonic выпустила плазменный экран диагональю 150 дюймов (3,75 м), который весил более 300 кг, поэтому его перевозка и установка в любом помещении были очень трудоемким делом. Понятно, что экран для стадиона с диагональю более 20 метров в собранном состоянии перевозить и монтировать невозможно. Экраны такого размера собираются из модулей (размером около 0,5 кв. м).

Ну и, наконец, сегодня, пожалуй, ни одна технология не сравнится с LED по яркости, которая позволяет работать светодиодному экрану на улице при ярком солнечном свете. Лучшие уличные ЖК-дисплеи имеют силу свечения 2000 нит, при этом сила свечения дисплеев на стадионе «Фишт» в два с половиной раза больше (7000 нит). Никаким ЖК-экранам такая яркость не под силу, все они, увы, будут смотреться блекло на ярком солнце.

Технически конструкции из LED-экранов сейчас собираются на несущей раме из модулей, при этом они могут иметь любое соотношение сторон: не обязательно стандартное 16:9 или 4:3, их можно сделать сколь угодно широкими или высокими. Сейчас широко представлены и экраны нестандартной формы, например треугольные или круглые. Поверхности их могут быть не плоскими, а вогнутыми, или выпуклыми, или даже шарообразными, или в виде букв, каждая из которых — полноценный видеоэкран. Излишне говорить, какой простор это открывает для фантазии дизайнеров. Наконец, цена на LED-экраны падает. Если еще в 2013 году средняя цена наружного светодиодного дисплея составляла 3000 долларов за квадратный метр, то в текущем году он опустилась более чем вдвое — до 1300 долларов.

Спрос растет

На фоне совершенствования всех этих характеристик растут и мировые продажи светодиодных экранов. Прежде всего они активно применяются в наружной рекламе, на спортивных и других массовых мероприятиях, а также на выставках, конференциях (в быту светодиодные экраны еще не распространены, так называемые LED-телевизоры на самом деле представляют собой жидкокристаллические дисплеи со светодиодной подсветкой).

По оценкам маркетологов, сегодня ежегодный мировой рынок светодиодных дисплеев высокого разрешения достигает полутора миллиардов долларов. При этом ежегодный прирост рынка в деньгах составляет более 20% в год. Что же касается России, то здесь наблюдается еще более высокая динамика. По данным аналитической компании ITResearch, в 2017 году в России было реализовано около 1300 больших светодиодных экранов общей площадью почти 33 тыс. кв. м, а общая емкость рынка составила 48,4 млн долларов. И по сравнению с 2016 годом суммарная площадь проданных в России экранов выросла на 48%, а денежная составляющая — на 32%. При этом в текущем году, по прогнозам специалистов, рынок сохранит динамику развития (см. график).

«Спрос на светодиодные экраны подхлестывает и расширение сферы их применения. Помимо традиционных визуальных решений (экраны на улицах, выставках, в помещениях) набирает силу тренд интеграции светодиодов в интерьерные пространства, в театры как декорации, как информационные дисплеи на спортивных объектах и даже на таких сложных объектах, как диспетчерские, центры управления полетами, ситуационные центры, — говорит Игорь Ишеев, технический директор компании Polymedia. — Во входных группах офисов некоторых компаний, например, начинают выкладывать из LED-экранов целые стены и потолки, в результате помещение приобретает совершенно необычный вид: на такие поверхности может выводиться правдоподобное изображение плывущих облаков или водопада, могут разыгрываться целые сценки с интересным сюжетом и оригинальными героями».

Российский потенциал

Говоря о производителях LED-дисплеев, стоит отметить, что они делятся на две основные категории. Во-первых, это производители самих светодиодов. Здесь сильные позиции у японцев, американцев, китайцев и тайванцев. Это, в частности, компании как Nichia (Япония), Cree (США), Nationstar (Китай), Everlight (Тайвань). Вторая категория производителей — те, кто компонует произведенные светодиоды непосредственно в экраны. Интегрировать диоды в плату достаточно кропотливая работа, и здесь исторически доминируют китайцы, в КНР насчитываются сотни производителей LED-экранов.

Увы, достойно конкурировать с производителями самих светодиодов и экранов российским компаниям пока не под силу (некоторые пытаются осуществлять сборку LED-экранов из готовых светодиодов на территории России, но это совсем частные случаи). Однако на этом рынке есть и другие перспективные ниши, куда вполне может встроится российский бизнес. Представители российских компаний достаточно компетентны для того, чтобы выбрать качественного производителя и разместить у него заказ с нужными характеристиками. По такому пути, кстати, сейчас идут известные мировые производители электроники. Некоторые из них, например те же японцы, уже сами не собирают светодиодные панели, а размещают заказы на сборку продукта под своими брендами в Китае. Так же сейчас поступает и ряд российских компаний, та же Polymedia, которая делает заказы у китайских предприятий на выпуск светодиодных экранов под собственной маркой Polyled. Сегодня компания продает светодиодные визуальные решения не только в России, но и еще в странах ближнего и дальнего зарубежья. «На самом деле произведенные в Китае светодиодные экраны могут различаться в разы по стоимости и, соответственно, качеству, — объясняет Игорь Ишеев из Polymedia. — Например, технологически важно, чтобы в одном экране использовались светодиоды, выпущенные в одном производственном цикле одной и той же компанией. Что делают небольшие китайские компании? Они закупают “хвосты”, то есть остатки партий светодиодов у разных производителей, что обходится им значительно дешевле. Такой экран по определению будет работать плохо: поначалу можно настроить его так, чтобы светодиоды из разных партий давали хорошую единую картинку. Но со временем они начинают работать вразнобой, и картинка “рассыпается”».

По словам Игоря Ишеева, важную роль играет также качество прочих комплектующих. Если взять, например, недостаточно качественные конденсаторы в определенных компонентах дисплея, то при работе на улице при отрицательных температурах могут возникнуть серьезные проблемы. Тогда как качественные конденсаторы позволят ему без проблем запускаться и работать и при минус сорока. Важна также правильная марка припоя, способного выдержать перепады температур. Наконец, значимый элемент экрана — контроллер, или программируемый блок, который управляет правильным свечением светодиодов. Программное обеспечение для таких контроллеров успешно разрабатывается российскими инженерами.

При этом помимо контроля производства российские компании оказывают также услуги по наладке и интеграции экранов в различные проекты, к примеру в ситуационные центры или сложные выставочные комплексы. По оценке представителей Polymedia, реализация подобных проектов может оцениваться в среднем в сумму от несколько сотен тысяч до нескольких миллионов или даже десятков миллионов рублей, 20–30% которой может получать интегратор.

При этом сфера применения светодиодных экранов, а следовательно, и число заказчиков в ближайшее время, по мнению участников рынка, будет расти. Если сейчас среди заказчиков таких решений много представителей спортивной индустрии, выставочного и рекламного бизнеса, то в скором времени к ним добавятся предприятия других отраслей, например банков, ритейла. «Если говорить в целом, светодиоды уже сами по себе дешевле, чем жидкокристаллические мониторы, — говорит Анастасия Розанова, генеральный директор компании Interactive Group. — При этом светодиодные решения обладают более гибкими характеристиками, позволяют создавать разноплановые конструкции и не имеют стыковочного шва, в отличие от видеостенных панелей. А за счет яркости зона охвата у светодиодов гораздо шире. То есть установленная в витрине магазина или в окне ресторана светодиодная конструкция привлечет гораздо больше внимания».

«На наш взгляд, российский рынок в силу эффекта низкой базы будет активно развиваться — компании и организации выступят как заказчиками, так и интеграторами LED-решений, — соглашается Владимир Осокин, руководитель подразделения профессиональных дисплеев компании Samsung Electronics. — Потенциально эти решения могут быть интегрированы в работу объектов транспортной инфраструктуры, гостиничного сегмента и ритейла — отраслей, которые требуют оборудования высокого уровня для рекламно-информационных целей».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дом для миллиардера Дом для миллиардера

Кирилл Писарев зарабатывает на элитной недвижимости по всему миру

Forbes
Чемпион: тест Mercedes-AMG GLC 63 S Чемпион: тест Mercedes-AMG GLC 63 S

Единственный в классе среднеразмерный кроссовер с V8!

Популярная механика
Яндекс.Станция Яндекс.Станция

Вот уже неделю Яндекс.Станция живет у меня дома

Популярная механика
Художники | Разговор с Эвеном Мелем Амундсеном Художники | Разговор с Эвеном Мелем Амундсеном

Разговор с художником Эвеном Мелем Амундсеном

Мир Фантастики
Porsche 911 GT3 RS Porsche 911 GT3 RS

Porsche 911 GT3 RS. Последний из фирменных могикан с атмосферным мотором

Quattroruote
5 причин отправиться на греческие острова прямо сейчас 5 причин отправиться на греческие острова прямо сейчас

Если вам нет нужды возвращаться к московской жизни 1 сентября, езжайте в Грецию

Vogue
Семен Слепаков собрал звезд на презентации своего нового сериала Семен Слепаков собрал звезд на презентации своего нового сериала

Семен Слепаков собрал звезд на презентации своего нового сериала

Cosmopolitan
Найди 10 отличий: учимся отличать Найди 10 отличий: учимся отличать

Стилист Ольга Ким предлагает потренировать модную "насмотренность"

Cosmopolitan
Мир сквозь линзы Мир сквозь линзы

Не пора ли перейти на контактные линзы?

Лиза
Не можешь придумать рифму к слову «жуй»? 8 советов, как развить креативность Не можешь придумать рифму к слову «жуй»? 8 советов, как развить креативность

Креативность — это способность человека ломать привычные шаблоны

Playboy
Денежный удар. К чему приведет изъятие сверхдоходов бизнеса Денежный удар. К чему приведет изъятие сверхдоходов бизнеса

К чему приведет изъятие сверхдоходов бизнеса

Forbes
На этот раз по-настоящему: открыто новое свойство воды На этот раз по-настоящему: открыто новое свойство воды

Физики обнаружили ранее неизвестное свойство воды, связанное с транспортом ионов

Forbes
Тимбилдинг для дикарей Тимбилдинг для дикарей

Кор­по­ра­тив­ные по­хо­ды

GQ
Ольга Зуева Ольга Зуева

Ольга Зуева о Даниле Козловском и своем фильме «На районе»

L’Officiel
Toyota Avensis: исчезающий вид Toyota Avensis: исчезающий вид

Toyota Avensis. Запас прочности

АвтоМир
Новая бронетанковая доктрина Новая бронетанковая доктрина

О зарождении новой бронетанковой доктрины

Популярная механика
Фильм Роберта Родригеса, сингл Фаррелла Уильямса и другие вещи, которые мы не застанем при жизни Фильм Роберта Родригеса, сингл Фаррелла Уильямса и другие вещи, которые мы не застанем при жизни

Новая мода среди музыкантов, режиссеров и писателей

Maxim
Читала мир как Роман Читала мир как Роман

Интервью с режиссером Ро­ма­ном Ка­ри­мо­вым

Glamour
«Нельзя быть все время успешным». Правила бизнеса Виктора Вексельберга «Нельзя быть все время успешным». Правила бизнеса Виктора Вексельберга

Виктор Вексельберг — о деньгах, источнике удовольствия и справедливости

Forbes
Как менялся стиль Джеффа Голдблюма Как менялся стиль Джеффа Голдблюма

Король уродливых галстуков, гуру классных причесок – все это один человек

GQ
Турецкий гамбит. В какие активы инвестировать накануне мирового кризиса Турецкий гамбит. В какие активы инвестировать накануне мирового кризиса

Какие стратегии стоит выбрать инвесторам, чтобы уцелеть на финансовых рынках

Forbes
Драка под гармонь и блины Драка под гармонь и блины

В России наконец-то определили основной национальный вид спорта

Огонёк
Скрытая угроза Скрытая угроза

О том, как перестать беспокоиться и начать жить

Добрые советы
20 признаков, что пора заканчивать отношения 20 признаков, что пора заканчивать отношения

Большинство предпочитают игнорировать, что в их отношениях что-то не так

Psychologies
«Она любит...» «Она любит...»

Элем Климов и Лариса Шепитько. Красивейшая пара советского кинематографа

GALA Биография
Светлана Феодулова. Чужая родня Светлана Феодулова. Чужая родня

Семейная жизнь Светланы Феодуловой превратилась в сплошной кошмар

Караван историй
Рейтинг Рейтинг

Как стать счастливой – мы изучили предложения новых философских школ

SNC
Как научиться жить без сахара Как научиться жить без сахара

Как научиться жить в гармонии с собой, без всякой тяги к сладостям

Psychologies
Детский вопрос Детский вопрос

Сообщество приемных родителей возмущено законопроектом о приемных семьях

Огонёк
Tatler 10 Tatler 10

Самые красивые героини самых громких наших обложек

Tatler
Открыть в приложении