Яндекс.Станция
С момента появления компьютеров распознавание голоса было почти нерешаемой задачей, но в последние годы все изменилось: мы мило болтаем и флиртуем с Алисой, Сири, Алексой и даже с «Гуглом». Все они обрели «тело», став «умными» колонками. Такие устройства продаются по цене дешевых смартфонов, но не перестали быть сложнейшими из существующих технологий – производить их могут всего несколько стран: США, Китай, Южная Корея и, что особенно приятно, Россия. Вот уже неделю Яндекс.Станция живет у меня дома и нашла общий язык с многочисленной семьей. В буквальном смысле этого слова.
Так получилось, что у одного соседа дома обитает Apple HomePod, а у второго – Amazon Echo, так что есть возможность вживую сравнить эти устройства. Если в двух словах, то у HomePod немного лучше звук (но и цена в 2,5 раза выше), на этом преимущества конкурентов заканчиваются. Разговаривать они могут только на английском, а большая часть сервисов в нашей стране недоступна. Воспроизводить видео вообще может только Яндекс.Станция. На первый взгляд «умные» колонки – простые устройства: в обычную портативную колонку типа JBL интегрируется голосовой помощник, к которым мы давно привыкли в телефонах. На самом деле задача создания таких устройств довольно нетривиальна, и во всех тонкостях этой работы мне помог разобраться директор по экспериментальным продуктам «Яндекса» Константин Круглов.
– Алиса, пошути!
– Робот заходит в бар и заказывает мартини. Бармен берет у него тысячную бумажку, приносит сдачи сто рублей и ждет, когда робот возмутится. Робот молчит. Наконец бармен не выдерживает и говорит: «К нам нечасто заходят роботы». А робот ему: «С такими ценами – ничего удивительного».
– Прекрасно!
– Хвали меня почаще, мне это нравится!
Звук
Почти во всех устройствах звук направлен на 360°. Вроде бы логично: колонку можно ставить где угодно. С другой стороны, приходится бороться с отражаемыми от стен звуковыми волнами. Например, Apple HomePod определяет, с какой стороны отражается звук, и компенсирует разницу во времени тем, что позже начинает излучать в этом направлении. В США по центру комнаты располагают островки или барные стойки, где ставят колонки, поэтому там «широкоформатный» звук весьма востребован. В России таких интерьерных решений почти нет. К тому же подобные устройства стационарные, так как потребляют много энергии. Задача акустического радара ресурсоемкая, и пока таких конструкций на аккумуляторах нет. В центре комнаты розетку найти проблематично. Поэтому в «Яндексе» просто решили звук в сторону стенки не излучать, а направить в одну полусферу. Сабвуфер в Яндекс.Станции такой же длинноходный, как и в HomePod, и аналогичен ему по габаритам и мощности. Твитера