Оказывается, когда-то признанные архитектурные памятники подвергались гонениям

MaximДизайн

Эйфелева башня и еще 8 самых популярных памятников архитектуры, которые поначалу считали уродливыми

Оказывается, когда-то признанные архитектурные памятники подвергались гонениям. Вспоминай об этом, в который раз ругая новый бизнес-центр в форме креветки.

Текст: Максим Рафштайн

0:00 /
-23:14
600x400_1_43144b76a0354c8fbf05fc83ac7e0288@659x439_0xac120005_8258923601529035709.jpg

Cтоял, значит, рядом с домом отличный пустырь, по которому удобно было ходить в магазин за пивом. А эти ироды выстроили на месте пустыря многофункциональный торгово-развлекательный бизнес-центр с подземным аквапарком, да еще ненормальной квадратной формы, какой-то кривой и с круглыми окнами! Испортили хороший пустырь. Примерно так рассуждает homo sovremenius, то есть человек современный, в привычное восприятие мира которого вторглась архитектура.

Мы, люди, существа консервативные, даже если пытаемся переубедить в этом окружающих, ежедневно надевая на голову светящиеся рожки. Первая наша реакция на внешние изменения — отторжение. Мы ищем изъяны в новостройках, памятниках и даже заборах, строящихся на наших глазах. То ли дело архитектура, которая выдержала проверку годами! Это ого-го архитектура! Умели тогда строить, ничего не скажешь.

Ты не поверишь, но предыдущие поколения людей критиковали памятники, которые мы сейчас осматриваем с благоговением и путеводителем, ничуть не менее рьяно, чем мы ругаем современные. Кто-то ходил мимо зданий Гауди и ворчал себе под нос: «Un feo edificio» — «Безобразная постройка». Проезжая поодаль от Брайтонского павильона, кто-то восклицал: «What ugliness!» — «Что за уродство!» Проходя недалеко от Летнего дворца в Пекине, кто-то думал: «Вао мао дао!» — э-э-э... Во все времена люди не любили новшеств. Мы решили подкрепить этот тезис статьей о самых известных памятниках архитектуры, которые поначалу были отвергнуты обществом, а нынче на них наживаются продавцы открыток.

В разоблачении безупречной репутации памятников старины нам поможет кандидат архитектуры, главный редактор журнала Architectural Digest Евгения Микулина.

Эйфелева башня, Франция

Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, символ Франции, чудо конструкторской мысли — как только не называют башню Эйфеля наши современники и просто люди, которые живут с нами в одно время! Приехать в Париж и не сфотографироваться у Эйфелевой башни может только самый стойкий и равнодушный турист или тот, кто заблудился и не нашел к ней дорогу.

325x414_1_7775f4925d1a7ef2205531bd845e95ae@325x414_0xac120005_3669923441529035712.jpg

Казалось бы, в 1889 году, когда башню достроили, парижане должны были ликовать. Ведь их город осуществил амбициозный проект, привлекший внимание сначала гостей Всемирной выставки 1889 года, а затем и всей мировой общественности. Но парижане, напротив, негодовали. Они восприняли башню как насмешку над классической архитектурой столицы. «Одним из тех, кто ненавидел башню Эйфеля, был Ги де Мопассан, — рассказывает Евгения Микулина. — И все же он регулярно обедал в ресторане на первом уровне башни. Когда его спросили, зачем он это делает, если башня ему не по душе, писатель ответил: «Это единственное место во всем Париже, откуда ее не видно».

Ненависть сплотила и встряхнула обычно разрозненных и ленивых представителей искусства, и вскоре на страницах одной из парижских газет появилась гневная петиция, которую подписали триста деятелей культуры. Среди них были писатели Александр Дюма (сын), Ги де Мопассан и Эмиль Золя, живописцы Адольф Вильям Бугро и Жан Леон Жером. Вот отрывок из пламенного обращения: «Уважаемые соотечественники! Мы — писатели, художники, скульп­торы, архитекторы и просто страстные поклонники нетронутой доселе красоты Парижа — призываем вас во имя вкуса, во имя французского искусства, которому грозит опасность, протестовать против возведения в сердце нашей столицы бесполезной и безобразной башни Эйфеля!»

К счастью для 6 миллионов туристов, ежегодно посещающих башню, петиция не была удовлетворена. И конструкция Эйфеля стала одной из самых узнаваемых достопримечательностей на Земле.

600x858_1_826fbe7b1516c00bcacad7088bc4a779@659x942_0xac120005_1970299811529035718.jpg

Саграда Фамилия, Испания

Возведение грандиозного собора по проекту испанского архитектора Антонио Гауди началось в 1882 году и закончится примерно в 2026 году. Подобная медлительность связана не с тем, что строят его гастарбайтеры, ремонтировавшие твою кухню, а с тем, что работы проводятся исключительно на добровольные пожертвования.

325x406_1_736e725416e03f44f4386a4e7987a7be@325x406_0xac120005_3074330011529035709.jpg

Жители Барселоны с самого начала с недоверием относились к архитектору и его проекту. Ведь Гауди строил преимущественно светские дома, и испанцы, будучи ревностными католиками, сомневались в способности модного архитектора возвести храм. В начале XX века, когда очертания собора Саграда Фамилия стали наконец вырисовываться, он подвергся критической атаке. «Против необычной концепции выступил, например, Джордж Оруэлл, — просвещает нас Евгения. — По мнению этого далеко не самого консервативного писателя, собор представлял собой «одно из самых идиотических зданий в мире». Также он считал, что «анархисты продемонстрировали плохой вкус, пощадив собор, когда у них был шанс его разрушить». Не относился к числу поклонников собора и Пабло Пикассо, сказавший как-то, что «Гауди и Саграда Фамилия могут идти к черту».

Замечание Пикассо потеряло актуальность после того, как в октябре 2011 года в Ватикан поступила официальная заявка от каталонской епархии о причислении архитектора к лику святых за его архитектурное творение. Приблизительная дата беатификации Антонио Гауди назначена на 90-ю годовщину его смерти, то есть на 2016 год.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Под сенью сакуры в цвету Под сенью сакуры в цвету

«Вокруг света» поговорил с гейшей и многое понял о мудрости традиций

Вокруг света
Колыбель гениев Колыбель гениев

Отправление во Флоренцию по следам гениев прошлого и в поисках гениев настоящего

Вокруг света
Люди на пределе Люди на пределе

Возможности нашего собственного, среднестатистического тела

Вокруг света
Великие и Ужасные: 13 незабываемых сцен из фильмов Тима Бертона Великие и Ужасные: 13 незабываемых сцен из фильмов Тима Бертона

«Самые-самые» моменты «самых-самых» фильмов Тима Бертона

Playboy
Правила здорового сна: уберите от кровати гаджеты и яблоки Правила здорового сна: уберите от кровати гаджеты и яблоки

Удается ли вам спать достаточное количество часов?

Psychologies
Планета зоопарк Планета зоопарк

Интервью с директором московского зоопарка Светланой Акуловой

OK!
Бравве на бис! Бравве на бис!

Катя Бравве: все, что мы знали о культуристках, — неправда

Maxim
Кобальтовый ров и ад раскаленного лития: какие технологии Tesla не по зубам конкурентам Кобальтовый ров и ад раскаленного лития: какие технологии Tesla не по зубам конкурентам

Убытки Tesla выросли вдвое, но акции все равно подорожали на 11%

Forbes
Я глух и мем Я глух и мем

Хохот, к которому принуждают стендаперы напоминает уже болезненные судороги

GQ
Как рождается алфавит, или на каком языке мог говорить Иисус Как рождается алфавит, или на каком языке мог говорить Иисус

История нашей письменности началась за тысячелетия до рождения Кирилла и Мефодия

Популярная механика
Большой трамплин: кто из российских футболистов воспользовался шансом жизни Большой трамплин: кто из российских футболистов воспользовался шансом жизни

Кому из российских футболистов удалось вывести карьеру на новый уровень после ЧМ

Esquire
Найлл Слоан о своей первой коллекции для Escada Найлл Слоан о своей первой коллекции для Escada

Гимн классике модного Дома и сильным женщинам XXI века

Vogue
Три ступени. Forbes представил рейтинг франшиз — 2018 Три ступени. Forbes представил рейтинг франшиз — 2018

Forbes впервые представляет рейтинг франшиз с разбивкой на группы

Forbes
Белый стих Белый стих

Оксана Лаврентьева формулирует свою концепцию брака с писателем

Tatler
7 самых обязательных к просмотру фильмов с Джейсоном Стейтемом 7 самых обязательных к просмотру фильмов с Джейсоном Стейтемом

Фильмы с Джейсоном Стейтемом можно перечислять бесконечно, но мы выбрали семь

Maxim
Женщина случайно угнала автомобиль и, не заметив этого, спокойно ездила на нем 2 недели! Женщина случайно угнала автомобиль и, не заметив этого, спокойно ездила на нем 2 недели!

Увлекательная и загадочная история о широте женской души

Maxim
Рекорды скорости на автомобиле: иллюстрированный справочник 1922-1947 Рекорды скорости на автомобиле: иллюстрированный справочник 1922-1947

Рекорды скорости на автомобиле 1922-1947

Популярная механика
Пластик и бриллианты!? Возможно ли это? Пластик и бриллианты!? Возможно ли это?

Отходим от стереотипных представлений о ювелирных украшениях

Cosmopolitan
Парень так боялся опоздать в первый рабочий день, что за ночь преодолел 32 км! И вот что сделал босс (видео) Парень так боялся опоздать в первый рабочий день, что за ночь преодолел 32 км! И вот что сделал босс (видео)

Его пример тебе наука! Не говоря уже о поступке начальника

Maxim
Цветок Лили Цветок Лили

Молодая и амбициозная английская звезда Лили Джеймс

Glamour
Хозяева подземелья Хозяева подземелья

Под землю можно спрятаться от многих сложностей

Вокруг света
«Я люблю красивых людей»: правила жизни Земфиры «Я люблю красивых людей»: правила жизни Земфиры

Forbes собрал высказывания певицы Земфира о своем и чужом творчестве

Forbes
На ловлю янтаря На ловлю янтаря

Добраться до Калининградской области непросто

Лиза
Алексей Сальников Алексей Сальников

Алексей Сальников: История про квартиру

Esquire
Азиатский вояж Азиатский вояж

Москвичи Александра Етонова и Влад Пичугин на машине доехали до Таиланда

StarHit
Где отдыхать по вашему знаку зодиака Где отдыхать по вашему знаку зодиака

Vogue проконсультировался со звездами в вопросах отдыха

Vogue
Сексизм по-русски: пациент скорее мертв, чем жив Сексизм по-русски: пациент скорее мертв, чем жив

Шумный, яркий и лихой мундиаль закончился, но поднятые им вопросы остались

Esquire
Империи пабликов Империи пабликов

В соцсетях выросли медиакомпании, которые мы не замечаем

РБК
Музыка их связала Музыка их связала

Кто и как зарабатывал на любви России к красивой мелодии

Forbes
Наши в городе Наши в городе

Винтажный интерьер в Дюссельдорфе

SALON-Interior
Открыть в приложении