Российская туриндустрия оказалась не готова к всплеску летнего спроса

ЭкспертБизнес

В старых номерах с плохим сервисом

Российская туриндустрия оказалась не готова к всплеску летнего спроса со стороны российских туристов, а значительное повышение цен на качественные отели обнажило проблему их дефицита на рынке

Софья Инкижинова

Пляжи на юге страны и в Крыму этим летом были переполнены, а заполняемость отелей доходила до 100%

Гостиничный бизнес продолжает лихорадить. Весной, как только началась пандемия, отельеры жаловались на резкое сокращение спроса: заполняемость отелей, гостиниц и разного рода санаториев упала до 5–10%, а некоторые объекты и вовсе закрылись. Летом же, напротив, уставшие от коронавируса россияне, не имеющие возможности уехать в отпуск за границу, массово поехали отдыхать внутри страны. В наиболее выигрышном положении оказались курортные отели — загородные и пляжные: в июле–августе заполняемость объектов Краснодарского края и Крыма доходила до 98–100%. То же происходило с загрузкой в отелях и на туристических базах Подмосковья, на берегах рек и озер в европейской части страны. Чтобы справиться с ситуацией, когда не хватало даже обслуживающего персонала, отельеры повысили цены и даже в бархатный сезон держат их высокими.

В отличие от курортных отелей, которые смогли заработать в сезон, для городских отелей наступление осени и пика деловой активности не принесет обычных дивидендов: для городского туризма осень — невысокий сезон, масштабных деловых мероприятий, которые обычно привлекают клиентов в городские отели, не ожидается; границы с большинством стран закрыты, иностранцы будут приезжать даже в крупные российские города лишь точечно, а некоторые и вовсе находятся в ожидании второй волны карантина; командированных за последнее время тоже поубавилось, поскольку бизнес уже привык работать на удаленке. В результате загрузка отелей в ближайшие месяцы может вновь, как и весной, оказаться ниже операционной окупаемости.

Цены держат на пульсе

«В 2020 году в гостиничной индустрии произошло то, чего никто не ожидал: потребительский спрос фактически полностью остановился. В результате, даже учитывая первые два достаточно удачных месяца года и высокий летний сезон, в отелях в среднем упали как загрузка, так и цены», — рассказывает руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма компании Cushman & Wakefield Марина Смирнова. По ее данным, в Москве в июле средняя загрузка в городских качественных отелях составила 35% против прошлогодних 74%, средняя цена продажи номера — 5700 рублей (в 2019 году — 6500 рублей). В Санкт-Петербурге средняя загрузка текущего года — 26% против прошлогодних 65%, а цена номера опустилась до 4800 рублей (в 2019-м — 8200 рублей).

В основном политику повышения цен или их удержания выбрали отели более высокого класса, поскольку их клиенты наименее чувствительны к ценам. Особенно это заметно по крупнейшим международным сетевым игрокам, которые максимально стремились оставаться в своей ценовой нише. При этом, по мнению вице-президента Российской гостиничной ассоциации Алексея Мусакина, если повышение цен для отелей высокого класса было оправданным (так они увеличивали выручку и оборот), то для отелей среднего класса подобная практика не имела значения, потому что количество иногородних клиентов было ограничено и это сразу бы привело к оттоку гостей.

Понижение цен было наиболее заметно по загородным отелям. Из-за ограничительных мер на карантине они не могли предоставить сервис, к которому привыкли потребители. В начале лета в них возможно было только проживание, питание в номерах, а остальные услуги вроде фитнес-центров, бассейнов, спа и проч. были закрыты. Поэтому и причина снижения тарифов заключалась не столько в желании привлечь клиентов низкими ценами, сколько в ограниченности своих возможностей. Ведь, как правило, такие отельеры продают гостям не стоимость номера, а именно пакет услуг.

Впрочем, те же курортные отели, как только появилась возможность вернуть допуслуги, не просто вернулись к исходным ценам, а даже приподняли их относительно прошлого года. Вместе с тем некоторые отели высокого класса, напротив, со временем стали понижать цены, чтобы расширить круг клиентов. В результате, допустим, командированные, которые обычно останавливались в четырехзвездочном отеле, теперь за те же деньги могут выбрать более люксовые пятизвездочные варианты.

Оптимизация персонала

Отельеры уже давно проводят политику динамического ценообразования, когда цена номера формируется в зависимости от спроса на него в конкретный момент времени, в результате чего гостиничные тарифы могут меняться чуть ли не каждый день. Пандемия заставила владельцев отелей быть гибкими не только в вопросе цен. «Большая часть нашего номерного фонда была переориентирована на долгосрочную аренду. Так, к слову, сделали многие гостиницы, но наш апарт-отель за счет наличия кухонных зон в номерах гораздо легче трансформируется. Мы также снижали стоимость аренды: если стандартная стоимость долгосрочной аренды в нашем апарт-комплексе начинается от 29 тысяч рублей в месяц, то в апреле–мае у нас можно было снять студию на месяц по цене от 25 тысяч рублей. Это беспрецедентно низкая цена для бизнес-класса», — комментирует генеральный директор апарт-отелей Valo (Санкт — Петербург) Константин Сторожев. По его мнению, подобная стратегия себя оправдала: например, в августе было загружено 98% номерного фонда комплекса.

Но, пожалуй, главное, к чему сподвигла пандемия отельеров, — оптимизация операционных расходов (такая же ситуация и на ресторанном рынке). Как правило, в гостиницах 60% затрат уходит на персонал. Поэтому, когда весной пошел вал отмен бронирования туристических групп и мероприятий, а выручка отелей упала до нуля, лучше себя чувствовали в финансовом плане крупные рыночные игроки, в чьем портфеле была большая доля аутсорсинговых услуг. Они просто приостановили действие договоров с другими компаниями, и им почти не потребовалось сокращать собственный персонал. «Не исключено, что в следующем году будет наблюдаться всплеск предложения аутсорсинговых услуг, так как спрос на них растет», — прогнозирует Алексей Мусакин.

Вместе с тем отельеры обращают внимание на то, что полностью переходить на аутсорсинговый персонал рискованно, важно соблюдать баланс собственного и наемного персонала. «Ни для кого не секрет, что в таких организациях в основном работают сотрудники из Узбекистана, Киргизии и так далее. В условиях пандемии многие из них уехали к себе домой, границы сейчас закрыты, а загрузка в отелях плавно возвращается. И сегодня персонала не хватает практически во всех отелях. Поэтому мы вынуждены повышать на 20 процентов ставки по зарплате по сравнению с прежними договорами», — рассказывает генеральный директор отеля «Azimut Смоленская» (Москва) Михаил Гитман.

Второй направление оптимизации — автоматизация управления отелем, что также связано со снижением затрат на персонал. Сегодня более 95% отелей в России не оцифрованы. Но многие понимают, что классическая структура гостиничного бизнеса устарела. Согласно расчетам ИТ-компаний, с помощью автоматизации процессов можно высвободить до 30% времени любого сотрудника. Кто-то может быть недозагружен, кто-то дублирует чьи-то функции, и в какие-то дни, к примеру, на работу можно выводить не пять инженеров, а всего двух. Более того, современные программы заменяют самих менеджеров среднего звена. И тогда руководителю отеля не нужны координаторы, супервайзеры и пр. в таком количестве, как раньше, а это прямая экономия денег.

«Допустим, если говорить о среднем отеле на 200 номеров, в котором работают 70–100 человек, то ежемесячный фонд оплаты труда в нем составляет порядка трех миллионов рублей. Мы же даем возможность экономить полмиллиона рублей, тогда как затраты на обслуживание нашей программы обходятся отелю дешевле, чем зарплата одной горничной», — рассказывает СЕО компании TeamJet Глеб Михайлов.

Новый мировой тренд — крупнейшие игроки и вовсе отказываются от управляющих в своих отелях. Так, отель сети Moxy в Амстердаме на 400 номеров, где в качестве концепции выбрана стратегия максимума технических наворотов и минимума персонала, обслуживают всего 25 человек, с учетом смены. В России столько же номеров даже в трехзвездочном комплексе могут обслуживать до 400 работников.

Впрочем, нечто похожее сейчас пытаются внедрить и в нашей стране, чтобы персонал был более многофункциональным. «Во многих отелях нашей сети есть совмещенный лобби-бар и стойка ресепшн, где гостям могут приготовить напитки, подать снеки. В нашем отеле на 500 номеров этого нет, так как чем больше отель, тем выше у него специализация персонала. Однако когда в пандемию загрузка упала очень существенно, то даже в зоне бара обслуживанием гостей могли заниматься сотрудники ресепшн, а хаусмены могли работать горничными», — рассказывает Михаил Гитман.

Сочинские отели в этом году пользовались наибольшим спросом у туристов

Чтобы море было чистым

Туроператоры и агенты, которые сидят с отельерами в одной лодке, нередко с возмущением говорят о деятельности последних в минувшем летнем сезоне. Мол, завтра, как только границы будут полностью открыты, российскому внутреннему туризму наступит крышка. И все это потому, что сегодняшние отельеры могут зарабатывать только в искусственных, парниковых условиях. Минувшим летом постоянно возникали случаи, когда в борьбе за туриста отельеры вели себя крайне нечестно: например, забирали проплаченные турагентами номера и отдавали напрямую потребителям, которые платили больше.

Или, например, внутри рынка уже сложились такие традиции делового оборота, когда отельеры довольствуются периодом высокого сезона и их не интересует, что будет в межсезонье. Скажем, сегодня многие представители гостиничной индустрии не могут назвать цены, по которым они готовы предложить крупным туроператорам размещение даже в новогодний период.

В недоумении и туристы, так как в период пандемии произошла трансформация гостиничного сервиса — интернет пестрит негативными отзывами. Но зачастую это вопрос последствий введения противоковидных мер: испытывая дискомфорт от дефицита услуг, люди также были недовольны имеющимися. Например, в отеле все могло готовиться прежними поварами, но не было шведского стола, а гости ели в номерах. Еда раскладывалась в одноразовые упаковки, и когда ее приносили, она могла остыть, выглядеть не так красиво, как в ресторане, и пр.

Участники туристического рынка сравнивают ситуацию нынешнего лета с 2016 годом. Тогда въезд в Турцию из-за политических разногласий был закрыт, поэтому туристы массово отправились отдыхать внутри страны. И точно так же владельцам черноморских отелей было сложно справиться с турпотоком. Но всплеск интереса к внутреннему туризму тогда не привел к росту инвестиций в отельную базу.

«Если рассматривать сухие цифры, то внутренний туризм России — это порядка 60 миллионов человек. Тех, кто ежегодно отдыхает в Турции, — десять процентов. По идее, эта страна не должна так сильно влиять на внутренний туризм. Но на отечественных курортах качественный номерной фонд, который можно соотнести с международным уровнем, составляет порядка десяти процентов от общего объема размещений», — комментирует вице-президент Ассоциации туроператоров России Илья Уманский.

Что касается роста цен, на что также сетовали туристы, то в основном они увеличивались в сегменте качественных гостиниц. В старых отелях и частном секторе, напротив, большого наплыва туристов не ощутили: цены на размещение в них не выросли, разве что точечно и на волне ажиотажного спроса. Если же говорить в целом об отдыхе в России, то, по мнению экспертов, на данном этапе дешевле, чем в нашей стране, за рубежом не отдохнешь, особенно с учетом нынешнего курса валют, когда рубль обесценивается.

Поэтому в итоге значительная часть российских туристов остается отдыхать внутри страны. И вряд ли даже после открытия границ можно ожидать, что отели начнут инвестировать в повышении сервиса, бороться за внимание туроператоров. «Все упирается в фундаментальные базовые принципы. Посмотрите, сколько на наших курортах было построено отелей за последние десять лет, если убрать за скобки Олимпиаду? Ничтожно мало. В лучшем случае происходит реновация старого номерного фонда. Все проблемы лежат в перераспределении налоговых поступлений между федеральным центром и регионами. Какие доходы получают бюджеты Сочи или Анапы, которые обслуживают миллионы туристов? Все налоги стекаются в Москву. И поэтому каждый год, чтобы хоть как-то обслуживать туристов и не слышать, что у вас дороги старые, скверы плохие, море нечистое и так далее, региональные власти пытаются это исправить. Откуда им взять деньги? Была идея появления курортного сбора, но это копейки. Единственный способ выжить для курортных городов — повышать налоги на имущество. Соответственно, каждый год отельеры получают новые счета на землю, на свои объекты недвижимости. И эти налоги превышают уже все разумные нормы. Поэтому в нашей стране развиваются в основном старые объекты, где налоговая база маленькая. Их постоянно ремонтируют, а новые объекты не строят, потому что нет никакой экономики. Если государство не обратит на это внимания, то у нас и не появится новых инвесторов и новых качественных объектов размещения», — заключает Илья Уманский.

Впрочем, по словам Алексея Мусакина, в ближайшие год-полтора у инвесторов может увеличиться интерес к гостиничным проектам. Во-первых, спрос должен вернуться на исходные позиции, возможно, даже будет отскок после недавнего спада. Во-вторых, несмотря на все налоговые обременения, новый отель, построенный по современным требованиям с разными современными цифровыми фишками, позволит выйти на свою плановую доходность раньше — не на третий год, а уже в первый: клиенты однозначно предпочтут его старым отелям. «Кроме того, все понимают, что коронавирус не навсегда, а государство намерено активно поддерживать внутренний туризм — выделять субсидии на строительство гостиниц, снижать процентные ставки по кредитам и прочее. Для инвесторов это будут совершенно другие вложения. К примеру, снижение на три-четыре процентных пункта ставок по кредиту, даже при стандартной загрузке отеля, сократит срок окупаемости новых объектов на срок от восьми до 14 месяцев», — говорит Алексей Мусакин.

Фото: Алексей Павлишак/ТАСС; Сергей Мальгавко/ТАСС; Сергей Мальгавко/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Скандий не желает сплавляться Скандий не желает сплавляться

Сплавы металлов с редкоземельным скандием не востребованы в промышленности

Эксперт
Психолог Юлия Дердо: Я по пальцам одной руки могу пересчитать семьи, которые бы не столкнулись с изменой Психолог Юлия Дердо: Я по пальцам одной руки могу пересчитать семьи, которые бы не столкнулись с изменой

Психолог Юлия Дердо — о семейных отношениях и изменах

СНОБ
Автонекомплект Автонекомплект

К чему привело увлечение промышленной сборкой иностранных автомобилей

Эксперт
Один на один с собой: почему топ-менеджерам не хватает общения и как это исправить Один на один с собой: почему топ-менеджерам не хватает общения и как это исправить

65% опрошенных беспокоят вопросы выстраивания стратегии и партнерской работы

Inc.
Градостроительство экспромтом Градостроительство экспромтом

Реновация пятиэтажек превратилась в проект тотального уплотнения города

Эксперт
Алкоголь, который нельзя заказывать на курортах Алкоголь, который нельзя заказывать на курортах

На отдыхе в вашем бокале может оказаться много интересного помимо заказанного

Maxim
Армения впадает в апатию Армения впадает в апатию

Почему проигравший войну Никол Пашинян сумел победить оппозицию

Эксперт
На педали жали: краткий таймлайн велосипедной формы На педали жали: краткий таймлайн велосипедной формы

Как с годами менялась одежда велосипедистов и велосипедисток

Правила жизни
Фалафель для здорового питания Фалафель для здорового питания

Компания Fit o’clock решила сосредоточиться на развитии собственного бренда

Эксперт
Едем со спокойной душой Едем со спокойной душой

Что обязательно нужно сделать перед отпуском?

Лиза
Берлин, 22 июня… Берлин, 22 июня…

В тот день футбол интересовал немцев больше, чем сообщения о военных действиях

Дилетант
Техника множественного оргазма для мужчин: как сделать ему массаж лингама Техника множественного оргазма для мужчин: как сделать ему массаж лингама

Никогда не слышала о массаже лингама? Это техника, о которой стоит узнать!

VOICE
Что такое профайлинг и как он работает Что такое профайлинг и как он работает

Как на самом деле определить, лжет человек или говорит правду?

Лиза
Лошадиная королевская фамилия Лошадиная королевская фамилия

«Моя леди Джейн»: кони и люди в альтернативной истории Англии XVI века

Weekend
Комариные укусы: чем помазать, чтобы не чесалось Комариные укусы: чем помазать, чтобы не чесалось

Почему комариные укусы чешутся и можно ли с этим что-то сделать?

ТехИнсайдер
Оттенки неба Оттенки неба

Существует ли преломление воздуха? Откуда ночью синева и даже желтые оттенки?

Знание – сила
Съестнoе, которого больше нет Съестнoе, которого больше нет

Буква «ъ» – хороший повод поговорить об утраченном, в том числе и в кулинарии

КАНТРИ Русская азбука
«В России это самый неизвестный человек»: как отечественный ученый Владимир Хавкин спас мир от холеры и чумы «В России это самый неизвестный человек»: как отечественный ученый Владимир Хавкин спас мир от холеры и чумы

Как жил и работал создатель вакцин от холеры и чумы Владимир Хавкин

ТехИнсайдер
Ёжики в томатном соусе Ёжики в томатном соусе

Если вы думали, что ёжики – это не от хорошей жизни, смеем вас в этом разуверить

КАНТРИ Русская азбука
Корабль-призрак Корабль-призрак

Как генерал де Голль боролся с долларом США

Деньги
Юлия Галкина: «В кино самое главное — компания» Юлия Галкина: «В кино самое главное — компания»

Горжусь, я единственная актриса — кандидат наук

Коллекция. Караван историй
83% компаний могут пропустить кибератаку из-за недостатков мониторинга инфраструктуры 83% компаний могут пропустить кибератаку из-за недостатков мониторинга инфраструктуры

83% организаций в ходе мониторинга кибербезопасности сталкиваются с проблемами

Forbes
Зло с человеческим лицом Зло с человеческим лицом

Самые кровожадные психопаты в мировой истории

P.I.C. Partner In Crime
Ученые узнали, какой тип клетчатки помогает худеть Ученые узнали, какой тип клетчатки помогает худеть

Что, если ключ к похудению все это время лежал в вашей тарелке для завтрака?

ТехИнсайдер
Вот почему вы не видите свой нос! Вы поразитесь этим фактам о мозге и зрении! Вот почему вы не видите свой нос! Вы поразитесь этим фактам о мозге и зрении!

Почему наш мозг игнорирует некоторые стимулы извне?

ТехИнсайдер
От «Московского времени» до концептуализма От «Московского времени» до концептуализма

Поэты, чьи эксперименты перевернули представления о возможном в поэзии

Полка
Лучшие после белых Лучшие после белых

Почему грибники так любят подосиновики и подберёзовики?

Наука и жизнь
Багряная ткань возрастом 3800 лет найдена в Пещере Черепов у Мертвого моря Багряная ткань возрастом 3800 лет найдена в Пещере Черепов у Мертвого моря

Небольшой фрагмент ткани возрастом 3800 лет был найден в Иудейской пустыне

ТехИнсайдер
Почему греются тормозные диски и чем это может грозить: разбор Почему греются тормозные диски и чем это может грозить: разбор

Все про перегрев дисков: почему это происходит и как избежать

РБК
Триллионы долларов за грамм: 7 самых дорогих материалов в мире Триллионы долларов за грамм: 7 самых дорогих материалов в мире

Алмазы, лекарства и даже песок с Луны — вещества, которые стоят миллионы

ТехИнсайдер
Открыть в приложении