Транзит выходит на рельсы

Для железных дорог России доступен рост трансконтинентального транзита

ЭкспертБизнес

Транзит выходит на рельсы

Существующие и перспективные объемы торговли между странами Европы и Азии открывают для железных дорог России большие возможности роста трансконтинентального транзита

Сергей Кудияров

«Российские железные дороги» приступают к освоению транзитного потенциала, предоставляемого географическим положением нашей страны. По итогам прошлого года транзитные перевозки составили 23,7 млн тонн (см. график 1). Пока это меньше 2% общего грузооборота РЖД. Ниже мы рассмотрим основные проблемы, решение которых позволит серьезно увеличить эти показатели.

Сырье не в тренде

Транзитные перевозки грузов на сети РЖД подразделяются на две основные группы. Первая — обслуживание потребностей постсоветских республик Средней Азии, не имеющих собственного выхода к Мировому океану и потому при осуществлении своей внешнеторговой деятельности широко прибегающих к транзиту через Россию. Главным образом это экспорт сырьевой и околосырьевой продукции Казахстана — угля, нефти, черных металлов (см. график 2).

Вторая группа — собственно международный транзит между Европой и Азией, потоки более дорогостоящей продукции, в массе своей контейнеризированные.

Соотношение между этими группами неуклонно меняется. Если в 2010 году на сырьевую группу пришлось около 70% всего объема транзитных железнодорожных перевозок грузов в России, то к 2018 году значение этой группы снизилось примерно до половины всего объема (по массе) железнодорожного транзита — с пропорциональным ростом доли контейнерного транзита. Именно последний обычно и имеют в виду, говоря о транзитных перспективах железных дорог России.

Снижение доли сырьевого транзита было не только относительным, оно имело и абсолютное выражение: сократился сам объем транзитных перевозок по этой группе. Причины довольно простые.

Например, угольная отрасль Казахстана, в отличие от своих российских коллег, не демонстрирует экспортных рекордов, напротив, объемы поставок даже снижались, причем львиная их доля приходилась на Россию (см. график 3). Казахстан обладает обширными запасами угля, но расширение экспортных поставок сталкивается с проблемой географической удаленности от крупнейших экспортных рынков и, соответственно, с проблемой высоких транспортных издержек. Более того, недостаточное качество большинства казахстанских углей по зольности и теплотворности ограничивает экспортные возможности страны и заставляет использовать дисконтные цены на уголь.

В октябре этого года замминистра торговли и интеграции Казахстана Кайрат Торебаев заявил, что «российские коллеги согласились с нашими доводами относительно необходимости увеличения объемов экспорта, транзита и сокращения времени, упрощения выдачи разрешительных документов».

Точные объемные параметры еще неизвестны. Но ранее речь шла об увеличении примерно на 50 тыс. тонн в месяц, и то за счет поставок на Украину, состояние и перспективы экономики которой трудно назвать даже удовлетворительными. К тому же с 1 июля этого года Россия стала квотировать поставки угля и нефтепродуктов на Украину.

Нефть, ранее бывшая одной из важнейших опор сырьевого транзита, все в большей степени утекает в нефтепроводы.

Что же касается черных металлов, то конфигурация металлургического комплекса Казахстана сформировалась еще в советское время, с тех пор принципиальных изменений (в производственном отношении) не претерпела и, судя по приоритетам, которые ставит правительство Казахстана в развитии своей экономики, едва ли претерпит.

Таким образом, сколько-нибудь существенного роста сырьевого транзита едва ли стоит ожидать.

Контейнеры в фаворе

Другое дело контейнерные перевозки, составляющие основу трансконтинентального транзита.

По данным Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD), объем мировой международной торговли в контейнерах вырос более чем втрое, с 18 млн ДФЭ (двадцатифутовых эквивалентов) в 1998 году до 61 млн ДФЭ двумя десятилетиями спустя, по итогам 2018 года. В том числе перевозки контейнеров в сообщении между АзиатскоТихоокеанским регионом (АТР) и Европой за тот же период увеличились более чем в четыре раза, с 6 до 25 млн ДФЭ.

Фактически по итогам 2018 года объем транзитных контейнерных перевозок на сети РЖД составил 0,55 млн ДФЭ. Эта цифра сама по себе является результатом бурного роста железнодорожного контейнерного транзита: еще в 2010 году его величина была более чем втрое меньше. Контейнерный транзит на железных дорогах России растет темпами, существенно опережающими как рост объемов железнодорожных перевозок вообще, так и рост мировой экономики. Правда, сами объемы пока, повторим, совсем небольшие.

Грузовую базу контейнерного транзита составляют товары с относительно высокой добавленной стоимостью: машинотехническая продукция, бытовая химия и косметика, товары народного потребления, такие как одежда и обувь, изделия из черных и цветных металлов, некоторые виды продовольственной продукции, бумага и еще ряд наименований готовой продукции (см. график 4).

В географическом разрезе основными источниками формирования грузовой базы транзитных контейнерных перевозок для железных дорог России выступают Китай (43%), Германия (13%), Польша (11%), Южная Корея (9%). Основные точки назначения транзитных контейнерных перевозок РЖД — это, опять-таки, Китай (32%), Польша (23%), Германия (12%).

Таким образом, основу транзитных контейнерных перевозок грузов на сети РЖД создают перевозки, обслуживающие торговлю между странами ЕС и АТР, потоки в направлении Восток — Запад.

В настоящее время у контейнерных транзитных грузопотоков есть одна основная точка входа/выхода на западе постсоветского пространства — это Брест в Белоруссии. И несколько основных точек на востоке, от морских портов и погранпереходов Дальнего Востока до станций Достык и Хоргос на казахстанско-китайской границе. Основным, наиболее грузонапряженным сейчас является казахстанский маршрут, охватывающий немногим менее половины всего объема контейнерного железнодорожного транзита через Россию. Для РЖД, как нетрудно догадаться, более интересны были бы маршруты, в максимальной степени проходящие именно через сеть железных дорог России, то есть в данном случае через Транссиб, с использованием портов и погранпереходов Дальнего Востока.

В перспективе ожидается развитие транзитных контейнерных перевозок по направлению Север — Юг, с возможностью подключения на это направление товаропотока между Индией и Европой. Но пока это только планы на будущее.

Суша, в бой!

Общая масса товарных поставок между Китаем и странами ЕС достигает колоссальной величины — почти 110 млн тонн в 2018 году, оценил Eurostat. Но на долю железнодорожного транзита из этой массы приходятся жалкие крохи. Так, в структуре импорта ЕС из Китая железнодорожный транзит смог отвоевать себе долю в 1,6% (см. график 5), в структуре экспорта — 1,2% (см. график 6).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Особый взгляд Особый взгляд

Оператор Ксения Середа к 25 годам сняла почти десяток фильмов

Собака.ru

Ольга Кормухина обратилась в суд с иском против Полины Гагариной

Cosmopolitan
Как пандемия «свиной чумы» распространяется по планете: апокалипсис свиней Как пандемия «свиной чумы» распространяется по планете: апокалипсис свиней

В сентябре китайские власти распродали с аукциона 10 тысяч тонн свинины

Популярная механика
Платная регистрация на рейсы «Победы» отменена Платная регистрация на рейсы «Победы» отменена

Прокуратура добилась отмены этой практики в зарубежных аэропортах

National Geographic
Себе доверять научились, а банкам — еще нет. Социология и финансы Себе доверять научились, а банкам — еще нет. Социология и финансы

Как излишняя вера в себя мешает молодым россиянам разумно относиться к деньгам

СНОБ
Молодость в наших руках: как отложить старение Молодость в наших руках: как отложить старение

Похоже, мечты о долголетии начинают сбываться

Psychologies
Татьяна Буланова: «Не бойтесь меня! Подходите знакомиться!» Татьяна Буланова: «Не бойтесь меня! Подходите знакомиться!»

Певица призналась, почему не слушает свои песни

StarHit
Одна вокруг света. Почему нельзя фотографировать у Суэцкого канала Одна вокруг света. Почему нельзя фотографировать у Суэцкого канала

50-я серия о кругосветном путешествии Ирины Сидоренко и ее собаки Греты

Forbes
Как две сестры придумали одежду, за которую не стыдно, и теперь выпускают коллекции с «Союзмультфильмом» и Тимати Как две сестры придумали одежду, за которую не стыдно, и теперь выпускают коллекции с «Союзмультфильмом» и Тимати

Как сестры из Ростова-на-Дону создали бренд детской одежды

Forbes
Приз за тело: как устроены фитнес-марафоны и почему они подходят не всем Приз за тело: как устроены фитнес-марафоны и почему они подходят не всем

Можно ли доверять инстаграм-аккаунтам фитнес-марафонов?

РБК
Первый после смерти: как Майкл Джексон заработал $2,4 млрд за 10 лет после кончины Первый после смерти: как Майкл Джексон заработал $2,4 млрд за 10 лет после кончины

После своей смерти Майкл Джексон, по оценке Forbes, заработал $2,4 млрд

Forbes
Хозяйки дорог Хозяйки дорог

«Огонек» поговорил с женщинами, которые связали свою жизнь с фурой и счастливы

Огонёк
Ваши автомаршруты NGTA 2019: юг России за две недели Ваши автомаршруты NGTA 2019: юг России за две недели

Автомобильное путешествие, которое запомнится на всю жизнь

National Geographic
Прорваться сквозь шум. Как привлечь всеобщее внимание в сети Прорваться сквозь шум. Как привлечь всеобщее внимание в сети

Отрывок из книги «Прорваться сквозь шум»

Forbes
Художественный промысел Художественный промысел

Хотите стать коллекционером, но не знаете, с чего начать?

AD
«Первый полет в космос» для сферы IT: что такое «квантовое превосходство», о котором объявил Google «Первый полет в космос» для сферы IT: что такое «квантовое превосходство», о котором объявил Google

Квантовый компьютер впервые решил задачу значительно быстрее, чем классический

Forbes
Бермудский треугольник Бермудский треугольник

Измены – одна из самых табуированных тем в обществе

Grazia
Дорогая улыбка Дорогая улыбка

Тамаз Мчедлидзе создал крупнейшую в России стоматологическую сеть

Forbes
Санкции берут в разведке Санкции берут в разведке

Какую роль американские спецслужбы играют в разработке мер воздействия на Россию

РБК
Брак по секрету: 18 звездных пар, которые поженились и никому не сказали Брак по секрету: 18 звездных пар, которые поженились и никому не сказали

Далеко не все звезды устраивают из свадьбы пышное торжество

Cosmopolitan
Дорогие друзья Дорогие друзья

Денежные отношения всегда влияли на человеческие

Cosmopolitan
Янина Мелехова: «Если нужно набрать вес для роли, полнею на правильной еде» Янина Мелехова: «Если нужно набрать вес для роли, полнею на правильной еде»

Несмотря на загруженность, Янина Мелехова умудряется сохранять хорошую форму

Худеем правильно
Это нужно знать: 6 главных проблем клеммников WAGO Это нужно знать: 6 главных проблем клеммников WAGO

У клеммников WAGO достаточно недостатков, и вот главные из них

CHIP
Таймлайн белого костюма в мужском гардеробе Таймлайн белого костюма в мужском гардеробе

Кто, когда и куда носил белые костюмы последние 100 лет

Esquire
Три выставки, которые нужно увидеть в Лондоне этой осенью Три выставки, которые нужно увидеть в Лондоне этой осенью

Краткий гид на ноябрьские праздники и любой другой уик-энд

Vogue
«Шальная императрица»: каким получился мини-сериал «Екатерина Великая» с Хелен Миррен (спойлер: пикантным) «Шальная императрица»: каким получился мини-сериал «Екатерина Великая» с Хелен Миррен (спойлер: пикантным)

В онлайн-сервисе Amediateka появились все серии мини-сериала «Екатерина Великая»

Esquire
Согреваемся стильно: как выбрать тёплый свитер Согреваемся стильно: как выбрать тёплый свитер

С приближением зимы выбор тёплого свитера особенно важен

Cosmopolitan
Погоня, деньги, PIN-коды: три мнения о Lexus UX Погоня, деньги, PIN-коды: три мнения о Lexus UX

Самый маленький кроссовер в истории Lexus

РБК
Почему экомех не так безвреден для планеты, как вы думали Почему экомех не так безвреден для планеты, как вы думали

Модные бренды отказываются от натурального меха в пользу искусственного

Vogue
Основатель WeWork покинет компанию с миллиардом долларов Основатель WeWork покинет компанию с миллиардом долларов

WeWork переходит под контроль SoftBank японского миллиардера Масаёси Сона

Forbes
Открыть в приложении