Тлеющая война
Обстрелы, мины, случайные жертвы и теракты — на Донбассе без перемен. За пять лет противники серьезно укрепили свой военный потенциал, чтобы еще яростнее соблюдать Минские соглашения
Окопная война на Донбассе продолжает собирать кровавую жатву. Ежемесячно с обеих сторон гибнут несколько десятков человек, в том числе среди мирного населения: многие местные жители не желают уезжать в тыл и оставлять имущество. Ситуация на фронте после дебальцевской операции и вторых Минских соглашений, которым исполнилось четыре года, в стратегическом отношении замерла на одном уровне. Угрозы широкомасштабного наступления то и дело транслируют СМИ, но все заканчивается учащенными перестрелками. Фронт прогревается и вновь замирает, пока на передовую не подвезут новые необстрелянные части. Тогда мониторинговые миссии ОБСЕ зафиксируют очередные нарушения Минских соглашений, доклады — в стол, раненых — в тыл, мертвых — семьям.
Ничто не предвещает полноценную войну на Донбассе. Стороны усердно окапывались и пристреливали позиции все прошедшие годы. Для взлома эшелонированной обороны необходимо сконцентрировать внушительную группировку войск что с одной, что с другой стороны, обеспечить поддержку артиллерии и военно-воздушных сил. Несмотря на то что Киев и народные республики проделали огромную работу в выстраивании профессиональных современных военных структур, они натолкнулись на предел роста возможностей: со стороны Украины — финансовый и технический, со стороны ДНР и ЛНР — политический. Этот фактор и закрепил патовую ситуацию на фронте.
Ситуация со стороны ВСУ
За пять лет через все волны мобилизации прошло более двухсот тысяч украинцев, домой не вернулись около трех тысяч, ранения получили порядка десяти тысяч солдат. Сегодня же укомплектованность бригад ВСУ на фронте составляет менее 50%, признает известный киевский журналист Юрий Бутусов. Примечательно, что до 80% состава батальонов, прошедших подготовку под чутким руководством натовских инструкторов, после ротации на фронте, то есть через год после тренинга, увольняется. Как следствие, нет преемственности опыта и навыков. В целом за год покидают армию четыре тысячи офицеров. «С 2014 года Украина создала на линии соприкосновения группировку, которая превосходит по личному составу подразделения Народной милиции Донбасса в соотношении один к трем. Однако этого количества личного состава недостаточно для того, чтобы осуществить наступление по всей линии разграничения одновременно, поскольку по самым скромным нормативам для наступления такого типа нужно иметь превосходство как в живой силе, так и в технике минимум в семь раз», — рассказал в интервью порталу «ПолитРоссия» заместитель председателя Межрегиональной общественной организации «Вече» Владимир Орлов.
Отмечается сильная демотивация солдат и падение дисциплины. По данным главного военного прокурора Украины Анатолия Матиоса, за четыре с половиной года военных действий зафиксировано уже более 10 тыс. небоевых потерь. Сюда можно отнести самоубийства, смертельные исходы вследствие употребления алкоголя, наркотиков, болезни, ДТП, несчастные случаи, нарушения мер безопасности, убийства, летальные исходы из-за неосторожного обращения с оружием и т. п. Сравните с боевыми потерями.
Наиболее мотивированными продолжают оставаться боевики украинских неонацистских, экстремистскотеррористических формирований — «Правый сектор», УНА-УНСО, «Братство», «Тризуб им. Степана Бандеры», УПА (все перечисленные организации запрещены в России) и проч. Сегодня они в добровольно-принудительном порядке встроены в систему ВСУ, НГУМВД, но степень их контролируемости под вопросом — иногда они вступают в перестрелки со своими армейскими коллегами по политическим мотивам или организационным вопросам. По некоторым оценкам, на передовой действуют около двухсот праворадикальных боевиков — они проводят диверсионноразведывательную деятельность. Есть «несуществующие» боевики, которые попадают на линию фронта в багажниках у армейцев, — они вообще вне закона.
В то же время в подготовке украинских солдат активно принимают участие западные партнеры. Армейские инструкторы и наемники вроде ЧВК Greystone Limited обучают украинские силы тактике боев в городских условиях, войсковой разведке, готовят снайперов, диверсионно-разведывательные группы. Идут закупки современных средств связи, ПНВ, РЭБ, БПЛА и другой техники. Западные страны поставляют и летальное вооружение, например набившие оскомину противотанковые «Джавелины». Увеличивается налет летчиков в боевой авиации —40–50 часов, это в четырепять раз больше, чем было вначале проведения АТО (с 30 апреля 2018 года она переименована в ООС — «Операции объединенных сил»).
Растет денежное довольствие. В среднем военнослужащие ВСУ и НГ получают порядка 7000 гривен (около 265 долларов). В сержантском корпусе — от 8500 до 12 тыс. гривен. Срочники — около 3000, контрактники — 5000–6000, офицерский состав — 16 тыс. гривен. Для сравнения: в 2018 году минимальная зарплата составляла 3723 гривны.
«Одна из самых сильных армий Европы» — это слова Петра Порошенко — испытывает проблемы с технической частью. Обозную инфраструктуру, питание, обеспечение, ГСМ и бытовые удобства удалось отстроить на добротном уровне, а вот штучный товар вроде снайперских прицелов или ночных визоров продолжают подвозить волонтеры. Есть проблемы с патронами и снарядами по ряду наименований — свое производство запустить так и не удалось, а у советских запасов закончились сроки хранения.
Данные по вооружению и военной технике показаны в таблице. Однако, как отмечают авторы подсчетов, большинство из этих машин попросту неработоспособны. Например, танковый батальон в составе бригады часто способен выставить на поле боя от силы роту. Отсюда вполне резонный вывод: поскольку наладить танкостроение в необходимых масштабах Киев не в состоянии, то единственный выход для него — закупка аналогичных танков в странах бывшего Варшавского договора. Это же касается и прочего списка вооружений. Доморощенный «Укроборонпром» больших успехов не добился. Вроде бы появился дистанционно управляемый мини-бронетранспортер «Фантом». Новый транспортный самолет Ан-123D (модификация советского Ан-32). Модернизированные версии еще советского вооружения: боевая машина пехоты БМП-1УМД или реактивный гранатомет РК-4 «Ингул», РСЗО «Верба» (по сути, тот же «Град» только в профиль) или РСЗО «Ольха». Все это в лучшем случае единичные тестовые экземпляры. Конвейерное производство не запущено.
Общие расходы на все силовые ведомства в 2019 году составят 211,9 млрд гривен (7,6 млрд долларов), это рекордная сумма за все годы войны — 5% ВВП. Порошенко обещает масштабные закупки: «Для Сухопутных войск по плану планируем закупить шесть тысяч образцов вооружения — это минометы, переносные ЗРК, снайперское вооружение, боеприпасы, прицелы ночного видения, тепловизоры, гранатометы, ракеты. Кроме того, будет закуплено более тысячи бронетранспортеров, боевых машин пехоты, бронеавтомобилей, санитарных машин. В то же время украинские Воздушные силы получат десятки модернизированных самолетов, вертолетов и беспилотных авиационных комплексов. А для флота будет заложен ракетный катер “Лань”, закуплены малые артиллерийские катера, десантные катера. В целом Вооруженные силы Украины получат десять тысяч единиц современных средств связи, десятки образцов средств радиоэлектронной борьбы, топографической техники. И есть еще много чего, о чем мы пока говорить не можем, но это войдет в государственный оборонный заказ».
Но пока Украина пополняет бюджеты стран Восточной Европы, которые с радостью списывают свое старое советское оружие и меняют его на натовские образцы, в самой стране регулярно горят склады с оружием. Взрывы боеприпасов в Сватове (Луганская область), Балаклее (Харьковская область), Малоянисоле (Донецкая область), Калиновке (Винницкая область), Ичне (Черниговская область) в 2015–2017 годах серьезно подорвали национальный арсенал. По оценке Бутусова, за полтора года Киев потерял в этих пожарах примерно 40% всех боеприпасов. Речь идет о 210 тыс. тонн снарядов всех видов — от пистолетных патронов до ракет «Точка-У». Примечательно, что за три года войны, по его словам, было потрачено 70 тыс. тонн боеприпасов, то есть втрое меньше. В Украине, естественно, говорят о диверсиях со стороны Москвы, но, по мнению многих экспертов, речь идет о банальном воровстве и списывании матчасти.
Источник: «Эксперт» по открытым источникам
Обстановка в народных республиках
Народные республики в Луганске и Донецке тоже прошли долгий и кровавый путь создания полноценных армейских структур. В самом начале это было разрозненное, подлинно народное восстание, которому не хватало решительно всего — от ресурсов до профессиональных военных кадров и управленцев. Военная техника у ополчения присутствовала в минимальных количествах, как правило, добытая в боях. Кроме того, в первые месяцы конфликта сыграли свою роль олигархи вроде Рината Ахметова, которые для удержания позиций в Донбассе выкупали военную технику (вплоть до танков) в ВСУ и поставляли ее ДНР и ЛНР. Однако процесс вышел из-под контроля, так как ближе к августу 2014 года поехали добровольцы и заработал «военторг». После двух кровавых кампаний началось встраивание вольных полупартизанских формирований в армейские структуры, которое сопровождалось отъездом или гибелью многих героев войны в Новороссии.
Сегодня в состав Народной милиции ДНР входит 1-й Армейский корпус, а в состав Народной милиции ЛНР — 2-й Армейский корпус. Между силовыми ведомствами ДНР и ЛНР на регулярной основе проводятся совместные учения, военные и командно-штабные. Обеспеченность вооружением и техникой на среднем уровне. Хуже с дисциплиной. Остаются проблемы с финансированием: сейчас довольствие рядового составляет 15 тыс. рублей, что неплохо на фоне зарплат в других сферах, но явно недостаточно для смертельно опасной передовой. Не решены многие социальные проблемы. Особенно это касается удорожания продуктов питания, топлива, лекарств. ЖКХ не справляется с последствиями зимних снегопадов. Сообщается о недостаточном снабжении, нехватке медперсонала, грамотных управленцев, узких специалистов.
Большой проблемой остаются систематические обстрелы территории ДНР и ЛНР со стороны украинских частей — это фиксируют и мониторинговые миссии ОБСЕ. Их жертвами за время конфликта стали 3300 мирных жителей. Впрочем, скорее всего, эта оценка занижена. Катастрофа складывается с бессистемным и бесконтрольным массовым минированием территорий, автомобильных дорог. Гуманитарные коридоры и переходы часто подвергаются обстрелам. Нередки случаи возникновения огромных очередей возле КПВВ (контрольных пунктов въездавыезда), когда люди вынуждены даже ночевать на блокпостах для пересечения линии соприкосновения. Случаются и летальные исходы, особенно если стоять приходится на жаре. Тем более что большинство пересекающих фронт — люди преклонного возраста, вынужденные ездить на украинскую сторону за пенсией.
Зато процветает контрабанда. Только за четыре месяца с украинской стороны было изъято товарно-материальных ценностей на 42,6 млн гривен. Подрабатывают на нелегальном перевозе сотрудники СБУ, МВД, военнослужащие. Состав контрабанды разный — от мяса, газировки и сигарет до водки, лекарств и угля. Поступает информация о контрабанде наркотиков.
Источники: СНБОУ, Министерство финансов Украины
Возможность полномасштабного конфликта
Существует ли теоретическая возможность активизации боевых действий, которые приведут к успеху ВСУ? Часто вспоминают вариант с Республикой Сербской Краины (РСК), которая была уничтожена в ходе двух операций хорватского правительства 1995 года под названием «Молния» и «Буря» при помощи западных военных, спецслужб и ЧВК (например, американской MPRI). И это через три года после заключения мирных соглашений, завизированных мировым сообществом. Но, по общим оценкам экспертов, для повторения этого кейса в Донбассе нет никаких предпосылок, прежде всего военно-технических. Украина пока не готова к масштабной военной операции, тем более на то нет команды со стороны Вашингтона. Там понимают, что Россия не останется в стороне и поддержит ДНР и ЛНР. Чтобы исключить этот фактор, на Москву могут оказать беспрецедентное политикодипломатическое, информационное и санкционное давление. В любом случае локальные военные обострения непременно будут — пока они выгодны политическому режиму в Киеве и западным спонсорам украинского проекта.
Источник: «Эксперт»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl