«Технических проблем построить производство без людей нет»
Спрос на роботизацию и автоматизацию тормозится из-за нехватки инжиниринговых компаний, способных оказывать квалифицированные услуги в этом секторе
По итогам девяти месяцев текущего года объем заказов у группы компаний KUKA вырос более чем на треть и составил около 2,7 млрд евро. Продажи увеличились на 26,8% относительно аналогичного периода 2020 года, до 2,4 млрд евро. В KUKA отмечают, что рост спроса наблюдается не только в традиционных отраслях промышленности, но и в секторе потребительских товаров, электронной и розничной торговли. Растет спрос со стороны малых и средних предприятий.
«Эксперт» поговорил топ-менеджерами одного из подразделений KUKA AG — компании KUKA Systems, которая оказывает инжиниринговые услуги в сфере автоматизации и роботизации производства, о ситуации на этом рынке и о том, как далеко может зайти роботизация производства в обозримом будущем.
Наши собеседники — Геральд Миис, главный исполнительный директор KUKA Systems, и глава сервисной службы и поддержки клиентов KUKA Systems Гюнтер Зотт.
— В 2018 году Илон Маск сказал, что чрезмерная роботизация завода Tesla во Фримонте стала ошибкой, из-за которой компания не может собирать машины в установленные сроки. Хотя ранее он говорил, что использование роботов даст компании преимущество, сделает производство менее дорогостоящим. Насколько я понимаю, KUKA Systems не просто поставляет роботов, компания занимается инжинирингом, встраивает роботов в производственную систему предприятия.
В связи с этим вопрос первый такой: действительно ли чрезмерная автоматизация может негативно сказаться на производстве? И далее: разделяет ли KUKA эту ошибку, берет ли часть ответственности за нее на себя?
Геральд Миис: Для того чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо понять структуру каждого проекта автоматизации. Несмотря на то что промышленность постоянно говорит о нехватке технических кадров, необходимы также люди, обладающие бизнес-компетенциями: аудиторы и финансисты, способные оценить экономическую выгоду того или иного проекта. Чрезмерной автоматизации не бывает, бывают неправильные проекты автоматизации, ведь робот — это инструмент, которым необходимо уметь пользоваться, то есть корректно назначать производственные задачи, искать возможности для масштабирования и увеличения эффективности. Тогда робот будет приносить пользу предприятию.
На крупных заводах, таких как у Tesla во Фримонте или у КамАЗа в Набережных Челнах, проекты автоматизации могут разрабатывать внутренние сервисные и инженерные службы. Им даже не нужен системный интегратор, они не ищут услуг инжиниринга, к вендору они приходят лишь с заказом на оборудование. То есть предполагается, что проект автоматизации уже существует и расчеты верифицированы инженерами внутри компании. Конечно, нельзя избежать фактора человеческой ошибки, неправильной постановки целей проекта и, как следствие, получения искаженной модели производства.
Что касается ответственности, мы всегда готовы оказать заказчику технологическую и сервисную поддержку. Если проект реализует наш сертифицированный системный партнер, KUKA гарантирует экономически обоснованный результат, поскольку мы располагаем как техническими, так и бизнес-компетенциями.
Гюнтер Зотт: Гигафабрика Tesla в Берлине также предполагает очень высокий уровень автоматизации. Если Маск считает, что автоматизация завода в США была большой ошибкой, то, наверное, он бы скорректировал уровень автоматизации при строительстве следующих заводов.
Г. М.: Маску принадлежит блестящая идея выпуска электромобилей, но их качество в целом значительно уступает уровню Audi или Toyota. Ему есть куда расти. В Германии четко реагируют на запросы покупателей, высока культура производства. И строительство завода Tesla в Германии в числе прочего преследует цель перенять немецкую культуру производства.
Когда вы покупаете автомобиль за несколько десятков тысяч евро, то ожидаете очень высокого качества. А его может гарантировать только автоматизация. Автоматизация — это не только вопрос стоимости или объема производства, это также вопрос качества.
Уровень автоматизации влияет в первую очередь на устранение человеческого фактора при производстве и в целом на повышение качества. Меньше ручных операций — меньше вероятность, что будут проблемы с качеством. Поэтому мы уверены, что уровень автоматизации должен быть максимальным, в зависимости, конечно, от плана производства, стоимости автомобиля. Это должно рассчитываться экономически, но уровень автоматизации — это прежде всего уровень качества автомобилей.
— Качество во главе угла? А что насчет эффективности производства, объема выпуска продукции?
Г. М.: Здесь примечательный пример — компания Porsche. Она исторически гордилась тем, что ее автомобили собираются вручную, что у нее высокий уровень кастомизации, жесткий контроль качества. Но даже при своих низких объемах производства они были вынуждены перейти на высочайший уровень автоматизации, потому что только так могли обеспечить качество. Они не могли себе позволить допускать ошибки при ручном труде.
Еще один пример — IKEA. Она заказывала различные элементы, фурнитуру на предприятии в Бангладеш. Там был ручной труд. Но пару лет назад она была вынуждена перейти на роботизированное производство, потому что ей нужно высокое качество продукции.
Если вы выпускаете две тысячи стульев и три из них оказываются с дефектами… Качество крайне важно, ведь брак — это жалобы покупателей. Бракованная продукция влечет за собой высокие издержки: затраты на устранение дефектов, репутационные потери. Если обратиться к истории робототехники, то начиналось все с экономии трудозатрат. И первые инвестиции были ориентированы на то, сколько людей можно высвободить. Но в середине 1990-х подход изменился. Компании обнаружили, что они могут добиться существенно большей экономии за счет высокого качества.
Обоснованность автоматизации зависит от серийности, количества производимой продукции. В каждом случае нужно смотреть, что она дает и какова ее стоимость. После автоматизации производства выпуск продукции станет обходиться дороже, но в долгосрочной перспективе производство становится более гибким, чем при использовании человеческого труда.
Есть фактор сезонности. Например, к посевной нужно увеличить производство сельхозтехники, а зимой спрос на нее падает. У вас нет возможности весной нанять людей, а зимой сократить. А роботизация дает преимущество: часть линий можно просто остановить без потерь и нарушения трудового законодательства.